воссоздание звонов
колокольный набор
библиография

Воссоздание звонов
при храме Христа Спасителя в Москве

       В 1992 году было принято решение о воссоздании московского храма Христа Спасителя, строительные работы начались несколько позже, а о колоколах храма вспомнили лишь в конце 1995 года, тогда-то и был объявлен конкурс. Работа началась с изысканий. Самое главное было определить звучание колоколов. По воспоминаниям московских старожилов особенно хорош был звук большого Торжественного колокола, весившего 1654 пуда (27 тонн) и располагавшегося на юго-западной колокольне храма. Более точные данные о звучании колокола были обнаружены в нотных записях Константина Сараджева, записавшего на нотном стане звучание более 300 больших колоколов Москвы и Подмосковья. Среди колоколов, записанных Сараджевым, были колокола Московского Кремля, Саввино-Сторожевского монастыря и четыре больших колокола храма Христа Спасителя, весом 1654, 970, 635, 305 пудов. Были также исследованы акустические измерениях протоиерея Аристарха Израилева, который при помощи изобретенного им прибора, достаточно точно измерил звучание колоколов храма Христа Спасителя и предлагал произвести подстройку второго и третьего колоколов для приведения общего звучания их в более правильное звуковое соотношение. Специалистами лаборатории колокольной акустики был изучен единственный сохранившийся колокол храма весом 51 пуд (850 кг), находящийся ныне в восточной арке на третьем ярусе большой колокольни Троице-Сергиевой лавры.

       Был собран весь возможный материал по внешнему виду утраченных старинных колоколов храма Христа Спасителя. Проводилась фотосьемка колоколов, находящихся в Большом, Малом и прочих театрах Москвы. В исторических описаниях храма указывались сведения о заводе и мастере, отлившем колокола. Колокола были изготовлены на колокололитейном заводе промышленника Н.Д. Финляндского, мастером Ксенофонтом Веревкиным, по подряду почетного потомственного гражданина В.Н. Короткова.

       При подготовке отливки новых колоколов для возрождающегося храма Христа Спасителя перед специалистами Общества древнерусской музыкальной культуры обозначился комплекс вопросов: рассчитать профили будущих колоколов и выполнить чертежи, исполнить эскизы художественного убранства колоколов и отлить колокольный подбор, где каждый колокол должен быть строго определенного веса и звучать точно в заданную ноту. Причем весь комплекс работ предстояло выполнить всего за два месяца. Конкурсные колокола должны были быть представлены 25 декабря 1995 года. Опоздание участника даже на один день грозило снятием с конкурса. Условия конкурса, разработанные членами комиссии по воссозданию художественного убранства храма, были весьма жесткими. Каждый соискатель права на отливку должен был представить не менее десяти колоколов, вес которых определялся от восьми до трех с половиной тонн. Отлить изделия соискателю предоставлялось за свой счет. Отливки, не прошедшие конкурсные испытания, возвращались изготовителю только с целью их уничтожения.

       Каждый конкурсный колокол, начиная от восьми килограмм и до трех с половиной тонн, предстояло украсить индивидуально, согласно его размерам, и выполнить необходимую модельную оснастку. По этому было решено начать с разработки чертежной документации на сами колокола и оснастку. Эта работа была исполнена сотрудниками «Лаборатории колокольной акустики» в кратчайшие сроки.

       Следующие две задачи: изготовление модельной оснастки и разработка эскизов и чертежей художественного оформления колоколов, решались параллельно. В модельном цехе ЗиЛа закипела работа, вновь запахло свежим деревом и клеем. Мастера нашего времени показали себя достойными преемниками умельцев прошлого. С художественным убранством колоколов было немного сложнее потому, что предстояло повторить прежние колокола, от которых, кроме словесного описания не сохранилось даже фотографий. По этому, было принято решение повторить сохранившиеся колокола завода Финляндского, а для трех больших колоколов весом в 1, 2 и 3,4 тонны разработать оформление на основе сохранившихся архивных фотографий Торжественного колокола храма.

       При разработке художественного убранства колоколов важно было учесть принципы реставраторов, применяемые при восполнении утраченных деталей какого-либо изделия – не перегрузить вещь излишествами, тем более, если нет полной уверенности в их существовании прежде. Орнаментальное кружево обрамляло образы святых, помещенных на колоколах, согласно описаниям, приведенным в книге М. Мостовского «Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» (М., 1883).

       По церковным канонам, для скульптурных изображений и храмовых украшений предпочтительными признавались плоскостные рельефы. Исследования, проведенные акустиками, доказали, что чрезмерно высокие изображения, горельефно выполненные на колоколах, ухудшают звук. Поэтому было решено исполнить образы святых в низком рельефе, и определить их высоту над внешней поверхностью колоколов не более чем 10–15 мм. Для орнаментов и надписей высота рельефа была определена 4–5 миллиметров.

       Первыми были прорисованы и вырезаны изображения архангела Михаила, императора Константина Великого и святого Николая Новгородского. Это были небесные покровители великих князей Константина, Николая (позже – императора) и Михаила Павловичей. Колокола прежнего храма имели оригинальное художественное оформление, не встречавшееся прежде на колоколах завода Финляндского и не повторявшееся позже. Вполне возможно, оно выполнялось по поручению кем-либо из помощников, или под прямым руководством главного архитектора храма Христа Спасителя – Константина Андреевича Тона. Сделать такой вывод позволяют исследования орнаментального убранства как самого храма, так и элементов декора некоторых других сооружений, возводившихся в то время в Москве по проектам К.А. Тона.

       Авторам художественного оформления зиловских колоколов было известно о намерении императора Николая I выдержать оформление всего внешнего и внутреннего убранства храма в древнерусском и византийском вкусе, что для середины XIX века было невозможно, но ныне была предпринята первая успешная попытка оформления колоколов в стиле древнерусской пластики.

       По поступлении модельной оснастки и деталей художественного оформления производились украшение моделей, формовка и заливка колоколов одного за другим. При известном мастерстве и слаженности коллектива всех сотрудников первого литейного цеха ЗиЛа заливка и выбивка колоколов проходили гладко, без каких-либо сложностей. Для обработки образов святых и расчеканки растительных и геометрических орнаментальных украшений потребовалось привлечь опытных специалистов по обработке изделий из художественной бронзы. После завершения механической внешней и внутренней отделки колоколов они были затемнены специальным составом и было выполнено антикоррозийное покрытие точно воспроизводящее темно-серую патину старинных колоколов.

       25 декабря 1995 года колокола были доставлены и подвешены на специальные конструкции для проведения конкурсных испытаний. Конкурс продолжался долго и трудно. Многие не верили вообще в возможность возрождения колокололитейного дела в нынешней России. Известный деятель культуры М.Л. Ростропович предлагал даже отлить колокола в Голландии. Действительно, все участники вложили все силы и средства для достижения победы. И лишь 13 марта 1996 года Святейший Патриарх Алексий торжественно освятил колокола–победители. По окончании молебна Святейший Патриарх и градоначальник города Москвы Ю.М. Лужков произвели полагающийся при этом первый, краткий благовест в большой, уже освященный колокол. А на следующий день были начаты работы по подвеске первых десяти колоколов на северо-восточную колокольню храма. Святейший Патриарх поздравил зиловцев с победой и благословил на дальнейшие труды по созданию оставшихся четырех больших колоколов храма Христа Спасителя.

       Так что же позволило выиграть конкурс именно колоколам Общества древнерусской музыкальной культуры, отлитым на базе первого литейного цеха ЗиЛа? Это объединение в сотрудничестве ведущих специалистов различных направлений, задавшихся целью изучить и воссоздать русский традиционный колокольный звон после семидесяти лет молчания. Среди членов общества есть специалисты десятилетиями изучающие русские колокольные звоны, которые точно могли сказать, как должен звучать колокол, с какими обертонами и музыкальными интервалами, как должны сочетаться колокола между собой в подборе, составляющем цельный звон. Есть в обществе специалисты–звонари, имеющие богатый практический опыт исполнения колокольных звонов. Акустики, на протяжении почти десятилетия изучавшие самые благозвучные российские колокола. Что позволило математически определить причины благозвучия колоколов и на основании выполненных измерений создать профили для их производства в условиях современных технологий. Без участия мастеров–иконописцев и специалистов в области древнерусского языка невозможно было бы грамотно исполнить надписи и образы святых на колоколах. Без труда технологов первой литейки, создавших и отработавших уникальную технологию литья тяжелых колоколов, успешная отливка была бы невозможна. Восхищение вызывала слаженная работа коллектива мастеров–литейщиков: понимание каждого взгляда, жеста, полная взаимовыручка.

       Следующим этапом воссоздания колоколов храма Христа Спасителя была отливка будничного 300-пудового колокола. Из-за финансовых трудностей отливка производилась только 28 декабря 1996 года. В тот день, после совершения молебна, началась заливка, продолжавшаяся более десяти минут. Параллельно шла подготовка к отливке трех самых больших колоколов весом в 29, 18, и 9,5 тонн. Для этого был создан специальный участок. Была устроена и забетонирована литейная яма. Устанавливалась более ёмкая печь. Монтировался мощный подъемник. Изготавливалась дополнительная оснастка.

       31 мая 1997 года после торжественного молебна Святейший Патриарх освятил ново созданный колокололитейный участок, оборудование и форму большого 29-тонного колокола. Его заливка заняла чуть более 25 минут и прошла довольно гладко. 2 июня была вскрыта форма, колокол вынули из литейной ямы и приступили к очистке от пригоревшей смеси. Менее, чем через месяц большой колокол храма Христа Спасителя был поднят и утвержден на балке юго-западной колокольне храма.

       Остальные колокола весом в 18, и 9,5 тонн отливались точно также с той лишь разницей, что на них практически не было пригара и их внешняя обработка заняла совсем мало времени. Большой практический опыт и знания позволили современным мастерам–литейщикам совершить невозможное – после семидесятилетнего летнего перерыва возродить колокольное литье с традиционным русским звучанием.

       К празднику Преображения Господня все 14 колоколов храма Христа Спасителя заняли свои места на соответствующих колокольнях. Строители изготовили и установили специальные звонарские помосты. Пробный звон был совершен ко Всенощной праздника Преображения. На следующий день мощный, величественный хор двух больших колоколов возвестил о прибытии Святейшего Патриарха Алексия II и градоначальника Москвы Ю.М. Лужкова. Святейший Патриарх и Ю.М. Лужков ненадолго остановились перед величественным храмом, слушая звон. Затем была отслужена Божественная Литургия в храме Христа Спасителя, впервые обретшем полный голос.

Колокольный набор храма Христа Спасителя в Москве

       Московский колокололитейный завод Финляндского имел давнюю и славную историю. Он был основан знаменитыми колокололитейщиками Моториными, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого колокольного литья в России. Основателем этой династии был литейных дел мастер Федор Моторин, чьи колокола и сейчас звучат в составе колокольных наборов Ивана Великого в Московском Кремле и храма Василия Блаженного. Федора Моторина сменил его сын Иван Федорович, а наследовавший ему Михаил Иванович Моторин прославился отливкой знаменитого кремлевского Царь–колокола, вес которого достигает 202 тонн. И не вина мастера в том, что московский великан повредили во время пожара 29 мая 1737 года.

       На протяжении веков менялись владельцы завода. В XVIII–XIX столетиях заводом владели Ассон Струговщиков, Никифор Калинин, Михаил Богданов (он перелил Большой Успенский колокол Московского Кремля). Богдановым в 1859 г. наследуют купцы Финляндские. Н.Д. Финляндский выигрывает конкурс на право отлить колокола для храма Христа Спасителя.

       На четырех колокольнях храма Христа Спасителя, в малых куполах, подвешено 14 колоколов, отлитых на заводе московского купца Н.Д. Финляндского, по контракту, заключенному с почетным гражданином В.Н. Коротковым. Все колокола весят 4008 пуд. 39 фунт. и стоят 88.184 руб. 25 коп. с укреплением и подвешением их на места.

          Торжественный большой колокол, весом 1654 пуда 20 фунтов в диметре 5 аршин, вмещающий на своей наружной поверхности шесть рельефных изображений; вверху: Спасилель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, а внизу в медальонах императоры: Александр I, Николай I, Александр II.

В верхней тесьме колокола сделаны надписи: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7385-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при нашествии на Россию Галлов и с ними дванадесяти языков в 1812 году и на вечную память о в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I. Отлит сей колокол в Москве по подряду потомственного почетного гражданина В.Н. Короткова, на колокольном заводе московского купца Н.Д. Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. Весу в колоколе 1654 п. 20 ф., в языке весу 54 п. 28 ф.»

          Праздничный (воскресный) колокол, весом 970 пудов, с рельефными изображениями святителей московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величествия Его».

          Полиелейный колокол, весом 635 пудов, с рельефными изображениями: св. Николая чудотворца, св. Александра Невского и св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

          Будничный колокол, весом 323 пуда, с рельефными изображениями: св. праведной Елизаветы, св. царицы Александры и св. Марии Магдалины. С надписями: «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

          Колокол, весом 205 пудов, с рельефными изображениями: св. равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями: «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

          Колокол, весом 115 пудов, с изображениями: св. архангела Михаила, св. царя Константина и св. Николая Новгородского; с надписями: «Во всю землю изыде вещание их и в концы и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

          Колокол, весом 51 пуд 25 фунтов с изображениями: св. Анны Пророчицы, св. великомученицы Екатерины, св. царицы Елены и св. благоверной княгини Ольги; с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний».

          Колокол, весом 28 пудов, с изображениями: св. апостола Петра, св. Димитрия Ростовского и св. князя Вячеслава; с надписью: «Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами Бог».

          Колокол, весом 14 пудов 10 фунтов, с изображениями: святых Ксении, Веры, Анастасии; с надписью: «Свят храм Твой, дивен в правде, услыши ны Боже, Спасителю наш».

          Колокол, весом 6 пудов 5 фунтов.
         Колокол, весом 3 пуда.
          Колокол, весом 2 пуда.
          Колокол, весом 35 фунтов.
          Колокол, весом 24 фунта пожертвован хозяином колокололитейного завода Н.Д.Финляндским.

* (Пуд равен 16,38 кг; фунт = 409 г)

       Колокола на четырех колокольнях храма размещались таким образом: на юго-западной колокольне Торжественный колокол, на северо-западной Воскресный, на юго-восточной Полиелейный, на северо-восточной колокольне Будничный и остальные десять колоколов.

       При воссоздании колоколов возрождающегося храма Христа Спасителя были изучены все доступные материалы по звуку старых колоколов и их внешнему виду. Работами по художественному оформлению колоколов руководил председатель Общества церковных звонарей И.В. Коновалов, отливку осуществил начальник первого литейного цеха АМО ЗиЛ М.А. Машин, при общем руководстве всеми работами председателя Общества древнерусской музыкальной культуры А.И. Шатова. При воссоздании – Торжественный колокол стал именоваться «Царским». Воскресный колокол «Святительским».

См. также:
Коновалов И.В. Звучащие символы Российского государства // Русское возрождение. Нью–Йорк-Москва–Париж. 1998. № 2 (72). C. 9-15
Коновалов И.В. Организация уставных колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя по подобию звонницы Ростовского Успенского собора   // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 381–386.
Храм Христа Спасителя // Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 53–58.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов