Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Обращение по поводу возвращения колоколов Московского Свято-Данилова монастыря

Коновалов И.В. О судьбе колоколов Московского Свято-Данилова монастыря

Петрова Т. Возвращение Даниловских колоколов // Журнал Московской Патриархии. 2004. № 3. С. 14–18.

Макаров М.И. Даниловские колокола. Из воспоминаний звонаря
Макаров М.И. На Даниловской колокольне // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 139–166.
Данилов монастырь // Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 28–31.

Обращение
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

Дорогие братья и сёстры!

       Господь судил нам жить в особо благодатное, радостное время духовного преображения нашего Отечества, в эпоху восстановления былого величия Церкви Христовой на Российской земле. Наше общество возвращается к своим изначальным нравственным истокам – к вере и правде Божией. Об этом свидетельствует неисчислимое множество воссозданных святынь, об этом явственно говорит желание россиян вновь обрести ранее утерянные или вывезенные сокровища православного искусства.

       Одно из таких сокровищ – звонница Данилова монастыря, уникальная церковная реликвия, представляющая необыкновенную историко-культурную и духовную ценность. Одна из нескольких сохранившихся в мире древних тяжеловесных колокольных подборов, звонница из восемнадцати колоколов (некоторые из которых отлиты в XVII веке) была продана советским правительством в 1930 году. Про мыслом Божиим сохраненная, в настоящее время она находится в Гарвардском университете (США).

       На сегодняшний день завершен лишь первый этап работ по возвращению Даниловских колоколов на свое историческое место в Данилов монастырь в Москве. Реализация этого грандиозного проекта, разумеется, потребует от Церкви значительных расходов, связанных со снятием колоколов с колокольни университетского общежития, их транспортировкой и установкой, а также с изготовлением нового комплекта колоколов для замены.

       Русская Православная Церковь обращается ко всем соотечественникам, живущим как в России, так и за её пределами, а также ко всем, кому дорого духовно-культурное наследие России, и призывает внести свою посильную лепту в осуществление этого богоугодного дела. Хочу надеяться, что проводимая акция найдет отклик в самых широких кругах мирового культурного сообщества.

       Возвращение колоколов в древнюю Данилову обитель, многовековой оплот евангельской истины для русского народа, станет важным историческим событием в жизни Церкви и всего Российского государства, ибо явится еще одним символом обретения некогда утраченной красоты и гармонии духа.

       Выражая признательность желающим принять участие в этой благородной акции, призываю на вас благословение Божие, да сопутствует оно вам во всех ваших добрых делах и начинаниях!

Из Журнала Московской Патриархии,
2004 год, № 3, стр. 19

 

Коновалов И.В.
О судьбе колоколов Московского Свято-Данилова монастыря

      Колокольня Свято-Данилова монастыря была снесена за два месяца до начала Великой Отечественной войны под предлогом того, что она будто бы представляет из себя ориентир для авиации противника – хотя каким ориентиром для Москвы того времени могла быть колокольня в 39 метров? Великолепный набор колоколов обители, из которых самый большой весил 722 пуда (почти 14 тонн), а два других поменьше 365 и 125 пудов, был продан в 30-х годах, после закрытия монастыря в Гарвардский университет. Правда, никаких прямых доказательств, что они сегодня находятся в Гарварде. Однако, если это так, считаю, что было бы неплохо, вернуть прекрасные древние колокола на родину.

       Знаете, в каких случаях в Гарварде звонят в колокола? Когда побеждает футбольная команда университета. По поводу этих колоколов в американской печати даже появилась статья «Тридцать тонн металла и ни одной ноты». Западному разуму нужны до-ми-соль-до-ре-ми-фа, а в нашем колоколе может быть одновременно 15–16 нот, которые между собой великолепно согласуются. Действительно, порой трудно точно определить, в какую ноту звучит большой русский колокол, что еще раз доказывает его уникальность и неповторимость.

© Игорь Коновалов

М.И. Макаров. Даниловские колокола

          Колокола располагались на колокольне следующим образом. В северной половине звонницы помещался большой (праздничный) колокол. Он висел на дубовой балке, положенной на стальную конструкцию – станину. Видимо эту конструкцию устроили, чтобы сократить длину балки и увеличить прочность подвески колокола; Пока делали стальную станину, колокол закрепляли на невысокой деревянной звоннице, стоявшей близ колокольни. В литой надписи на колоколе обычно указывались имя и фамилия раба Божьего, в поминовение души которого изготовили колокол, какой мастер и когда его отлил. Вес колокола был выгравирован, видимо, по фактическому весу после литья. Мне очень крепко запомнилась цифра – 721 пуд; как сейчас ее вижу. Очень смутно в памяти моей проступает фамилия поминаемого: то ли Ляпин, то ли Лапин, а может быть, и Лялин. Ни его имени, ни имени литейщика я совершенно не помню. Забылся и год, когда был отлит колокол: 1896-й, 1898-й или 1902-й, нижний край большого даниловского колокола находился на расстоянии чуть, более одного метра от пола. Поэтому под колоколом в полу было сделано закрытое крышкой углубление, в которое звонарь становился, когда собирался звонить. Колокол в тех местах, куда бил язык, блестел, словно его позолотили, а язык отполировался, как зеркало. Язык висел на стальном пальце, укрепленном на двух петлях, входивших в тело колокола с его внутренней верхней части. Место соприкосновения языка с пальцем было густо смазано чем-то черным. Может быть, поэтому язык качался легко и плавно и для звона не требовалось большого усилия.

          В южной части даниловской колокольни висел полиелейный колокол. Весил он 365 пудов. (Позже Михаил Иванович припомнил, что имя мастера было Ксенофонт Веревкин. Это был, несомненно, выдающийся колокололитейный мастер. Он же отливал колокола для Московского храма Христа Спасителя – М.М.)   Это все, что мне твердо запомнилось из сделанных на нем надписей. Колокол был закреплен на деревянной балке довольно высоко, так что звонарь мог свободно стоять под ним. Язык колокола был подвешен на новом толстом ремне, продернутом несколько раз в ухо языка и в петлю на теле колокола. Когда язык раскачивали, ремень скрипел так сильно, что слышно было даже с земли, но первый же удар колокола заглушал скрип. Звонить в полиелейный колокол было утомительней, чем в большой, ведь размах языка был меньше, а удары – чаще. Будничный колокол, занимавший северную арку колокольни, весил 121 пуд. При настоятеле Данилова монастыря архимандрите Иоакиме в этот колокол звонили без трезвона в будние дни; звонили с земли, дергая за веревку, свисавшую через блок с колокольни. При новом настоятеле, епископе Феодоре, веревка была снята, и в будничный колокол стали звонить только с колокольни, а в мясоеды - всегда с трезвоном. Я не спрашивал, сколько весил каждый из четырнадцати трезвенных колоколов, но, судя по размерам их, надо полагать, что самый большой из них был не тяжелее 80 пудов. Насколько память позволяет мне вновь услышать звон даниловских колоколов, осмелюсь утверждать, что большой колокол звонил в ноту «до», полиелейный –- в «ми», будничный – в «соль». Сочетания звуков при умелом трезвоне получались очень красивые.

          Зазвончики даниловские были совсем небольшие – от силы весом в один пуд, но голоса их были очень звонкими, и при трезвоне другие колокола никогда их не заглушали. Говорили, что один зазвончик – серебряный, а при отливке трёх стальных в сплав не поскупились добавить серебра. Кроме колоколов на надвратной колокольне в Даниловом монастыре было ещё три ясака; каждый весил не больше полупуда. Один ясак висел снаружи на алтарной стене Троицкого собора, второй – у алтаря храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, третий – у алтаря Покровского храма. Из алтаря храма Симеона столпника тянулась веревка на колокольню к одному из колоколов трезвона, который был также ясаком этого храма. У входа в корпус братских келий на земле лежало около десяти колоколов; вес наибольшего из них не превышал 150 пудов. Говорили, что эти колокола привезли в 1915 году беженцы из западных губерний. В 1920-х годах некоторые из этих колоколов уже глубоко вросли в землю под тяжестью своей.

Из статьи: Макаров М.И. На Даниловской колокольне 
// Православный колокольный звон. Теория и практика.
М., 2002. С. 139–166

© М.И. Макаров

Петрова Т. Возвращение Даниловских колоколов 
// Журнал Московской Патриархии. 2004. № 3. С. 14–18

       Обитель князя Даниила Московского всегда была особо любима и почитаема москвичами, несмотря на то, что монастырь за всю свою историю никогда не был большим и выглядел достаточно скромно по сравнению со многими другими московскими монастырями, родоначальником которых он является. Так или иначе, к началу XX века Данилов обладал одним из лучших в Москве набором колоколов. Даниловский звон выделялся богатым, четким и красивым тембром, необычайно гармоничным созвучием больших и малых колоко­лов, это отмечали и знатоки колокольного звона, и простые прихожане.

       Колоколов было восемнадцать. Большая их часть была изготовлена на Московском колокололитейном заводе Финляндского. Самый большой из них – «Благовестник» – был перелит на этом заводе в 1890 году из старого трехсотпудового колокола с добавлением металла высокого качества и весил 722 пуда (то есть почти 12 тонн). Второй по величине колокол – «Полиелейный» – весил 365 пудов (6 тонн) и был отлит в 1904 году. Третий колокол – «Постовой» – весил 137 пудов (2,2 тонны), был отлит в начале XX века Четвертый колокол – «Будничный» – весил 131 пуд (2 тонны) и был отлит в XVIII веке.

       В ряду подзвонных колоколов было два самых старших, отлитых в 1682 году, – это был вклад в монастырь царя Фёодора Алексеевича. Тона подзвонных колоколов были выстроены так, что было возможно вызванивать на них мелодии церковных песнопений, причем достаточно сложных. По воспоминаниям старейшего прихожанина и звонаря Даниловой обители Михаила Ивановича Макарова, один из лучших даниловских звонарей 1920-х годов, у которого юный Миша учился этому сложному искусству, вызванивал на колоколах Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, Слава в вышних Богу, Блажен муж и многие другие. Этот хорошо подобранный колокольный ансамбль был воистинну вершиной литейного искусства старых русских мастеров.

       В июне 1930 г. Данилов монастырь закрывают и его имущество переходит в руки советской власти, которая активно продолжает начатую сразу после захвата власти распродажу богатств России. В это время находится покупатель и на колокола – профессор Томас Виттемор, большой знаток русских культурных ценностей. Он покупает колокола, причем следует отметить: не как уникальное произведение литейного искусства, а как лом, по цене бронзы, из которой они отлиты. Эта покупка производится по заказу американского промышленника Чарльза Крейна, также большого ценителя русской культуры. В выборе «звона» американцам помогает известный специалист по колоколам Константин Сараджев, он же должен был развесить и настроить в Америке купленные колокола. Чарльз Крейн дарит колокола Гарвардскому университету и оплачивает все расходы по их транспортировке и установке на башне только что построенного студенческого общежития Лоуэлл Хаус. Колокола были размещены на башне Лоуэлла в 1931 году и в первый раз зазвонили на католическую Пасху того же года.

       Но Даниловские колокола в Америке звонить «не хотят». Их звучание непонятно и чуждо для западного уха. С самого начала все попытки звона на них были неудачными еще и потому, что в свое время Сараджев их так и не настроил, некому было слажено исполнить на них настоящий церковный звон, да и незачем. Первые звоны вызывали бурный протест студентов общежития. Местная газета написала тогда о даниловских колоколах, что это «30 тонн металла и ни одной ноты».

       После Второй мировой войны в Гарварде был образован клуб звонарей из студентов, они до сего дня изучают колокола, ухаживают за ними и вызванивают на них различные свои мелодии.

       Вопрос о возможном возвращении колоколов в Россию поднимался еще двадцать лет назад, когда Данилов монастырь после семидесяти лет запустения был возвращен Церкви. В 1987 году от монастыря направлялся официальный запрос в Гарвард, но установить деловые отношения тогда так и не удалось. В 1988-м, во время приезда в обитель президента США Рональда Рейгана, в разговоре было получено одобрение акции возврата колоколов. В 1995 году нынешний наместник монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) направил письмо президенту Гарвардского университета Нейлу Руденштейну, но ответа не последовало.

       Поворотным моментом в этой истории стал 2002 год, когда в связи с предстоящим 700–летием со дня кончины святого князя Даниила монастырь вновь вернулся к этому вопросу: в «Мозгов Типез» было опубликовано интервью с отцом наместником, посвященное проблеме возвращения колоколов, и эта публикация вызвала большой резонанс в прессе Гарварда. И вот, в мае 2003 года был получен доброжелательный ответ президента Гарвардского университета на официальное письмо Данилова монастыря: монастырь приглашался к переговорам, которые и состоялись в конце 2003 года.

       Святейший Патриарх Алексий благословил создание специальной рабочей группы по возвращению святыни. Рабочую группу возглавляет митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии. На первом этапе работы, в декабре прошлого года, была подготовлена и осуществлена поездка российской делегации во главе с наместником монас тыря архимандритом Алексием (Поликарповым) в Гарвард.

       О результатах этой поездки архимандрит Алексий рассказал на пресс-конференции: «Были проведены переговоры с ректоратом университета, итогом которых стало подписание совместного заявления. В документе говорится, что даниловские колокола были приобретены Гарвардским университетом законным путем и российская сторона выражает благодарность на их сохранение. При этом Гарвард признает, что колокола являются неотъемлемой частью духовного и культурного наследия русского народа, имеют глубокое значение для насельников и прихожан Данилова монастыря в Москве, а также для Российского государства. Гарвард взял на себя проведение анализа инженерно-технических возможностей и строительных затрат по снятию колоколов. При положительной оценке возможности этого проекта и условии замены оригинальных колоколов на другие из России Гарвард продолжит диалог о возвращении святыни. При этом все дальнейшие затраты на снятие колоколов с башни Лоуэлл Хаус, изго­ товление нового комплекта колоколов, а также их транспортировку и монтаж берет на себя Российская сторона. Эти затраты будут очень значительные».

       Старший звонарь Данилова монастыря иеродиакон Роман, который ездил в составе российской делегации в Гарвард, имел возможность не только увидеть и услышать, но и позвонить в родные монастырские колокола Он поделился своими впечатления­ми: «Когда мы поднялись на башню и в первый раз увидели эти колокола, нас охватил прямо-таки трепет. Уже размеры и сам вид старых даниловских колоколов производят огромное впечатление ... Колокола украшены очень богатым орнаментом, на них тщательно выделанные иконы. Защемило сердце ... Сразу же представилась даниловская колокольня. Если бы они там находились!»

       В Гарварде в колокола звонят в течение 15 минут по воскресным дням, во время официальных церемоний, а также в праздники и в дни футбольных матчей (!).

       Сейчас дальнейшее развитие событий зависит от заключения экспертной комиссии Гарвардского университета. Монастырь тем временем проводит подготовку к осуществлению следующего этапа проекта: прорабатывается возможность отливки колоколов на российских заводах. Представители монастыря посетили колокололитейные заводы в Ярославской области, в Москве и Воронеже. Сравниваются образцы, звучание, с тем чтобы выявить наиболее близкие к оригиналам, богатые по тембру звучания колокола.

       Монастырь организует Попечительский совет для возвращения колоколов в Россию и просит всех, кто имеет возможность содействовать осуществлению этого проекта, откликнуться и принять в нем посильное участие.

«Кроме мелодичности, кроме высоких технических качеств колоколов для обители важно возвращение исторической памяти, – подчеркивает наместник монастыря архимандрит Алексий. – Даниловские колокола благовестили и созывали на службу многие поколения верующих в течение нескольких столетий. Они звонили новомученикам и исповедникам. Надеемся, что мы вновь услышим их голос в родной обители».

© Т. Петрова,
заместитель главного редактора
издательства «Даниловский благовестник»

 

Расчётные счета Акции по возвращению колоколов
Московского Свято-Данилова монастыря:

Рублевый счет:
Данилов мужской монастырь г. Москвы
ИНН 7726190410
р/с № 40703810020160058301
в АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) дополнительный офис
«Люсиновский»
к/с №  30101810600000000119
БИК044583119

В долларах США:
Данилов мужской монастырь г. Москвы
ИНН 7726190410
р/с № 40703840620161058301
в АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) дополнительный офис
«Люсиновский»
к/с № 30101810600000000119
БИК044583119
Acc. 04410090 USD with Deutsche Bank Trust Company Americas
SWIFT: BKTRU33

В евро:
Данилов мужской монастырь г. Москвы
ИНН 7726190410
р/с № 40703978220161058301
в АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) дополнительный офис
«Люсиновский»
к/с № 30101810600000000119
БИК044583119
Account No 10094751040000 with Deutsche Bank AG
Taunusanlage 12(60325 Frankfurt / Main Germany
SWFT: DEUT DE FF


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов