ЧОХОВ, Чехов Андрей (год рожд. неизвестен – † 1629 г.) – русский пушечный и колокольный мастер. Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе «Царь-пушку» (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние – к 1629.

      Обычно каждому орудию мастер давал название, например, «Лисица» (1575), «Волк» (1576), «Инрог» («Единорог», 1577), «Лев» и «Аспид» (1590), «Царь Ахиллес» (1617) и др. Орудия Чохова являлись выдающимися достижениями артиллерийской техники. В соответствии с названием они украшались горельефом, богатым «травными» орнаментом и надписью. Орудия Чохова отличались долговечностью, некоторые из них применялись ещё в Северной войне 1700–21 гг. Сохранилось 12 орудий мастера, из них 7 находятся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, 3 – в Московском Кремле, 2 – в Швеции, в Грипсхольмском замке, близ Стокгольма («Волки», 1576 и 1578), куда они попали в результате Ливонской войны. Ещё Пётр I распорядился вечно хранить орудия мастера как достопримечательности.

      Андрей Чохов создавал колокола, в том числе «Реут» (1621–22 гг.) массой 2000 пудов (около 32 тонн) для колокольни «Иван Великий».

      Обучил своему мастерству многих учеников.

А.Н. Мезенин
Андрей Чохов

      Выдающимся пушечным и колокольным мастером второй половины XVI века был Андрей Чохов. Свыше 60 лет проработал он на московском Пушечном дворе. К сожалению, до нас дошли очень скудные сведения об этом замечательном мастере. Сохранились они лишь в документах о его отливках да в надписях на пушках. Первая датированная работа Чохова – медная пищаль весом 43 пуда – относится к 1568 году, когда он был ещё учеником мастера Кашпира Ганусова. Эта пищаль была своеобразным отчётом ученика, державшего экзамен на звание мастера. По всей вероятности, качество работы было весьма высоким, ибо более ста лет спустя пищаль ещё числилась в действующей артиллерии русской крепости Смоленска.

      В Смоленске же находилась отлитая Чеховым в 1575 году 12-фунтовая (по весу ядра) пушка – осадное орудие «Лисица». В 1576–1579 годах Чохов отлил две одно именные пищали «Волк» и крупнейшую по тем временам пушку «Инрог» (454 пуда). Эти орудия участвовали в Ливонском походе Ивана Грозного и в осаде Вендена. Летописец того времени Павел Одерборн так описывал осаду Вендена: «Московиты имеют пушку огромной величины и силы, называемую «Волком». Она установлена впереди их лагеря и выбрасывает дротики шестифутовой толщины». Другой средневековый историк писал, что «русский царь до такой крайности довёл этот город своими огромными пушками, что разрушил и сравнял с землей каменную стену, начиная от Массавской башни до бастиона».

      Надо полагать, что в годы царствования Ивана Грозного (до 1584 года) Чохов сконструировал и отлил множество пушек. Созданные орудия, особенно «Инрог», подтверждают, что он был одним из ведущих пушечных мастеров того времени.

      Талант Чохова особенно проявился в годы царствования Фёдора Ивановича (1584–1598). В 1587 году появились огненная пищаль конструкции и работы Чохова. Это было особое орудие: огненные заряды зажигались перед выстрелом непосредственно в стволе. В известном «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленном Онисимом Михайловым в начале XVII века, описывается изготовление различных огненных ядер: «огненное ядро, которое б в воде горело»; приводится рецептура трассирующих составов – «наука стрельбе, что можно видеть ночью, куда ядро бежит».

      В 1590 году, когда была объявлена война шведам, Чохов отлил пять крупных стенобитных орудий: «Лев», «Троил», «Аспид», «Скоропея», «Соловей». Отливка таких орудий требовала громадного труда и умения. Каждая пушка формовалась и отливалась больше года. Медленная формовка – так и назывался тогдашний способ изготовления пушек. Особенно много времени уходило на просушку глиняной формы и модели.

      Выдающимся произведением Чохова является всемирно известная Царь–пушка (1586), находящаяся и поныне на территории Московского Кремля. Она так названа по изображению на ней царя Фёдора Ивановича на коне, в военном уборе, в шишаке. Внушительны её размеры: общая длина ствола 5 метров 34 сантиметра, калибр у дульного среза 890 миллиметров. По длине ствол пушки имеет 6 калибров, тогда как у мортир XVII–XVIII вв. он не превышал 2–2,5 калибра. Вес пушки 2400 пудов (40 тонн), а каждого ядра – около 2 тонн, вес заряда 480 килограммов. Царь–пушка не имела обычного лафета. Она располагалась на специальном станке с определённым, заранее заданным углом возвышения. В 1835 году для неё, как и для других пушек Кремля, были отлиты декоративные чугунные лафеты. У лафета лежат 4 огромных ядра, сложенных в пирамиду. Это декоративные чугунные гранаты, полые внутри, с толщиной стенок 9 сантиметров. В старину Царь–пушку называли ещё «Дробовик Российский», так как она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью.

      Царь–пушке не довелось участвовать в боевых действиях. Но она для них предназначалась. Историки предполагают, что в 1591 году при приближении к Москве полчищ крымских татар в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, в том числе и Царь–пушка. Её установили, вероятно, в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву–реку. Кстати, нашествие на Москву было отбито только артиллерийским огнём. От страха татары на следующий же день после нападения бежали.

      Другой замечательной работой Чехова является отлитая из меди стоствольная пищаль (1588). Калибр каждого ствола 50 миллиметров. Это было подлинное чудо артиллерийского искусства того времени. Почти семидесятилетний мастер в 1616 году отлил стенобитное орудие «Царь Ахиллес»: по длине ствола примерно на метр больше, чем Царь–пушка, вес 230 пудов. Это было наиболее искусное и совершенное орудие. В отливке его принимали участие до 60 человек – кузнецы, плотники, подсобные рабочие. Последняя работа Чохова с сохранившейся датой (1629) – медная пищаль весом 33 пуда 3 фунта. Больше имя Чохова в документах не встречается.

      Выдающееся мастерство Чохова-литейщика прежде всего поражает колоссальными размерами отливок, великолепной их отделкой и превосходным качеством литья. Он в совершенстве владел методом расчета отливок. Андрей Чохов не был виртуозом-одиночкой. С ним вместе и после него работали многочисленные ученики его – замечательные мастера своего дела, создавшие подлинные шедевры литейного производства, – Дружина Богданов, Сенька Артемьев, Тарас Григорьев, Мартын Кузьмин и другие.

      Профессор Н.Н. Рубцов в своём списке русских литейщиков XV–XVII вв. приводит 505 имен. В начале XVIII века в разных городах России насчитывалось 9500-пушкарей. Значит, русская артиллерия обладала немалым количеством орудий. В этом заслуга русских литейщиков.

      Но не только пушками славились русские литейщики. Были на Руси чудесные мастера колокольного литья. В России литьё колоколов известно с X века. В начале XIV века литейное искусство достигло больших успехов. Мастера отливали колокола весом более полутора тонн. В XV веке в Москве открылся Пушечный двор для литья колоколов и пушек. Появились новые колокольные заводы в Воронеже, Валдае, Костроме, Енисейске.

      Почти каждая страна стремилась создать самый большой колокол. Тик, в Европе славился Кельнский колокол весом около 1000 пудов (16 тонн). Крупнейшим в мире долгое время считался Пекинский колокол (40 тонн). Японцы имели в храме Пионин колокол весом 75 тонн. Но с 1653 года с отливкой колокола в 8000 пудов первенство в этом «весовом соревновании» переходит к Москве. Из 12 крупнейших колоколов мира – половина русские, из них три – непревзойденные по весу.

      Колокольное литьё имело своих выдающихся мастеров. А. Чохов назывался пушечным и колокольным мастером. В 1621 году он отлил 4 колокола, а в 1622 году перелил колокол «Реут» весом 2000 пудов для колокольни Ивана Великого. «Реут» отличался необыкновенной толщиной краев.

      Колокольня Ивана Великого была построена в 1505–1508 гг., затем она надстраивалась. На Филаретовской постройке и звоннице сохранились до наших дней три колокола: Большой колокол, отлитый в 1817–1819 гг. на заводе М.Г. Богданова, колокол «Реут» Андрея Чохова и третий – Вседневный колокол весом 13 тонн 71 килограмм, отлитый мастером Иваном Моториным в 1704 году. Так на колокольне Ивана Великого встретились произведения двух литейных мастеров – Андрея Чехова и Ивана Моторина. Первый больше прославился отливкой пушек, второй – отливкой колоколов.

Из книги:   Мезенин Н.А. Повесть о мастерах железного дела. М., 1973. С.  21–25

См. также:
Кузнецов И.В. Андрей Чохов. Иван и Михаил Моторины // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях. М., 1965. С. 18–36.
Мезенин Н.А. Пушки и колокола // Повесть о мастерах железного дела. М., 1973. С. 21–30.
Немировский Е.Л. Андрей Чохов. М., 1982.
Немировский Е.Л. Царь–пушка Андрея Чохова // Куранты. Историко-краеведческий альманах. М., 1983.
Немировский Е.Л. Новые материалы об Андрее Чохове // Труды Института истории естествознания и техники. М., 1956. Т. 13.
Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. М., 1962. Ч. 1.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов