В.В. Кавельмахер
Большие благовестники Москвы
XVI  – первой половины XVII  в.
// Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75–118


Примечания

[1] ПСРЛ. Т. XXV. С. 326; Т. XXIV. С. 236; Экспликация к Мейербергову плану Москвы (в кн.: Памятники архитектуры Москвы. М., 1982. С. 79).
[2] ПСРЛ. Т. IX. С. 201.
[3] После того, как эта статья была написана, нам довелось познакомиться в архиве ГММК с фотографиями Соборной площади Кремля, выполненными в 1913 г. в связи с проводившимися на ней земляными работами. Работы были предприняты «Комиссией по ремонту и реставрации Большого Успенского собора» с целью понижения уровня прилегавшей к собору территории. В процессе раскопок почти в центре площади, между Грановитой палатой и Иваном Великим, были обнаружены фундаменты неизвестного белокаменного храма, судя по характеру кладки, XIV в. Поскольку Соборная площадь в ее классическом виде сформировалась в 15051508 гг. в результате разборки и перенесения на новое место Ивана Лествичника 1329 г. и в связи с перестройкой Архангельского собора, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что видимый на фото храм был разобран в те годы, что это и есть, т.о., Иван Лествичник Калиты – вторая каменная церковь Москвы. Судя по раскопанным остаткам, это был средних размеров октагон со стороной 3,6 м и с внутренним контуром плана в форме т.н. «вписанного креста с апсидой». Такая конфигурация имеет многочисленные аналоги среди памятников средневековой архитектуры Византии и провинций, однако подколоколенные сооружения среди них  редкость. О том, что в 1913 г. была раскопана именно церковь «под колоколы», а не другой какой-либо храм, свидетельствует, с нашей точки зрения, тот несомненный факт, что именно на этом освященном традицией месте в течение почти ста лет, с 1533 по 1621 г., ставился «Большой благовестник» (см. настоящую статью). Т.о., наш осторожный экскурс в генезис формы Ивана Великого получил неожиданное подтверждение: знаменитый московский октагон появился не на пустом месте. За знакомство с уникальным музейным фотоматериалом приношу свою искреннюю благодарность сотрудницам ГММК Петуховой А.В. и Тутовой Т.А.
[4] ПСРЛ. Т. X. С. 217. Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1956. С. 367, 368.
[5] БАН. Остермановский Т. I. Л. 456 об. Рис. 804 (на миниатюре изображено литье пяти московских колоколов).
[6] ПСРЛ. Т. III. С. 81, 125.
[7] ПСРЛ. Т. XVIII. С. 281; Т. IX. С. 190.
[8] ПСРЛ. Т. IX. С. 211 (о тверском колоколе); Т. XII. С. 281 (о вечевом псковском колоколе); Т. VI. С. 22; Т. XXVIII. С. 345 (о новгородском вечевом колоколе); Т. XXVIII. С. 312; Т. XV. С. 497; Т. XXXI. С. 114; Т. VI. С. 19; Т. XII. С. 285 (о вельядских колоколах); Т. XXX. С. 146 (о смоленском королевском колоколе) и т.д.
[9] В скобках после названия каждого колокола приводится указанная в надписи на нём дата его последней переливки.
[10] Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1819. Т. 6. С. 168.
[11] Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. 1985. С. 64, 65.
[12] За содействие в осмотре Ивана Великого и за помощь в исследовании памятника благодарю сотрудника ГММК архитектора И.Ф. Силина.
[13] ЧОИДР. 1863. Ч. 14. Сведения о путешествии принца Иоанна Датского в Россию, 1602 г.
[14] ПСРЛ. Т. XXX. С. 146.
[15] В литературе колокол «Медведь» принято датировать 1501 г. Это результат ошибочного чтения. До переливки 1775 г. на колоколе была проставлена дата «Лета 300», что означает 7079 г. (т.е. 15701571 гг.) (ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 8 об., 13). При снятии надписи перед уничтожением колокола приказные прочли ее как «7009», т.е. тысячи и сотни считали от Сотворения мира, а десятки и единицы  от Рождества Христова. Об Иване Афанасьеве и отливке им колокола в Александровской слободе сообщает также Новгородская летопись, правда под 1572 г.
[16] ПСРЛ. Т. XXIV. С. 315.
[17] ПСРЛ. Т. VIII. С. 284; Т. VIII. С. 72; Т. XX. С. 418; Т.  XXVI. С. 315; 323; Т.  XXVII. С. 161.
[18] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г.
[19] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 5, 13 об.
[20] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 8 об.
[21] Испорченное слово «обракер» не поддается расшифровке. Напрашивается «делал» или «сделал». Однако это чтение отвергается Д.А. Дрбоглавом.
[22] Мы попробовали для опыта прочесть надписи трёх больших колоколов валового яруса Ивана Великого и свидетельствуем, что без специальных выпускных лесов прочесть можно не более половины текста.
[23] В данной статье достаточно примеров ошибок, допущенных самими литейщиками при установлении истинного веса самых знаменитых московских колоколов. Чаще всего ошибались, как мы убеждаемся, на вес угара.
[24] ПСРЛ. Т. XIII. С. 72; Т. XII. С. 161; Т. XX. С. 418.
[25] ПСРЛ. Т. XII. С. 72.
[26] ПСРЛ. Т. XXIX. С. 51.
[27] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 185.
[28] ПСРЛ. Т. XIII. С. 161.
[29] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 232.
[30] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца-опричника. М., 1925. С. 104.
[31] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца-опричника. М., 1925. С. 106.
[32] Рубцов. Ч. I. Приложение: Списки русских литейщиков XVXVII вв. В них читатель найдет впечатляющий перечень произведений русских и иностранных литейщиков на русской службе, говорящий сам за себя.
[33] Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896. Вып. 3. С. 101.
[34] Наш анализ этого источника стал возможным благодаря знакомству с каталогом «Памятники архитектуры Москвы» (М., 1982), где собран и проаннотирован весь относящийся к древней Москве картографический материал (С. 4446, 5059, 65, 7479).
[35] Указ патриарха Иоакима сохранился в ключарской записи в одном из соборных Чиновников (ОР ГИМ, Успенское собрание. Д. 89. Л. 303). Впервые издан в ДРВ. Н. Новиковым (2-е изд. М., 1789. Ч. XI. С. 254).
[36] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 41, 41 об., статья «О большом колоколе». Правоту Гамеля подтверждает анализ деятельности Андрея Чохова, сделанный Н.Н. Рубцовым. С. 261, 262, § 489.
[37] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 4.
[38] Петр Петрей (1608 г.). ЧОИДР. 1863. Древнейшие путешествия иностранцев по России. Кн. 14. С. 158; Олеарий Адам. Описание путешествия в Москву и через Москву в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 158; и др.
[39] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 77.
[40] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 202.
[41] ПСРЛ. С. 239.
[42] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 4 об., 23.
[43] ЛОИИ. Ф. 175. Гамеля. Оп. 1. Д. 43, 240, 241.
[44] Левшин А.Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма Московского Большого Успенского собора. М., 1782. С. 244.
[45] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 4 об.
[46] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 8.
[47] Кроме диаметра нам известен вес языка колокола Реута – 40 пудов 40 фунтов (ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 14. Л. 18). Согласно таблице Оловянишникова, язык подобного веса требуется к колоколу в 1300 пуд.
[48] «Сказание действенных чинов ... святые апостольские церкви»  самый ранний из дошедших до нас богослужебных уставов  чиновников Успенского собора. «Сказание» различает четыре основных вида благовеста и называет три благовестных колокола к ним. Виды благовеста: «праздничный», «предпраздничный», «будничный» и «благовест» к крестным ходам и молебнам. «Праздничный» благовест устраивался в дни великих Господских и Богородичных праздников и в дни тезоименитств или погребения членов царской семьи. «Предпраздничный»  накануне больших праздников и в дни памятей «новым» русским чудотворцам и так называемым средним святым. «Будничный»  в дни памятей рядовым святым, т.е. повседневно. «Благовест» к крестным ходам и молебнам устраивался во время церковных процессий, перед походом войска, в дни богомольных походов царя и т. д. В великие праздники, согласно «Сказанию», благовестили в «Большой колокол», в предпразднества и в дни памятей средним святым (а значит, и в воскресенья)  в «Реут», в рядовые дни  в «Лебедь». К молебнам и крестным ходам «поднимали» поочередно валовые колокола на Иване Великом. Этот благовест назывался у соборян «валовым перебором». Никаких других благовестных колоколов «Сказание» не называет. Их не было. Все службы расписаны только между этими тремя колоколами. «Большой колокол» – это годуновский «Царев колокол» (он же Успенский), «Лебедь»  это колокол Ивана III в переливке 1532 г. С валовым благовестом все как будто ясно. Что же касается «Реута», то здесь не так просто. Знакомство с рукописью «Сказания» (ОР ГИМ. Син. 910) показывает, что в тексте слов «Реут» вписано рукой редактора по вытертым или по заклеенным местам. Исследователи уже заглядывали под многие из этих заклеек. Под ними стоят слова: «в новый большой», что означает: звонить в новый большой колокол. В данном случае это, вероятно, только что слитый «Реут». Однако до «Реута» эту роль играл какой-то другой колокол. Какой  мы давно догадываемся: тот, что изображен на плане Кремленаград на плече церкви Рождества Христова, тот, что должен был быть отставлен от праздничных служб еще в 1550 г., или его заместитель. Таким образом, «Сказание», хотя и не свидетельствует прямо, что «Реут»  это перелитый колокол Василия III, всё же в какой-то мере подводит нас к этому выводу.
[49] Описание актов собрания графа А.С. Уварова. М., 1909. № 185. Память о слитии колокола к соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы весом в 700 пуд от 26 марта 1641 г.; РГАДА. Ф. 137. Д. 16а, Пушкарского приказа опись. Л. 903, 903 об. Семь росписей мастера Христофора Галовея о подъеме Воскресенского колокола 16421644 гг.; ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 6, 7 об., 8, 8 об., 9, 16, 17; Д. 315, 51, 49, 46, 44, 50. Основной корпус документов, относящихся к переливке в 1651 г. «Воскресенского» колокола (из собрания Гамеля), опубликован Н.Н. Рубцовым (Рубцов. С. 104105). Несмотря на их недвусмысленное содержание, документы эти (не иначе как по недоразумению) были отнесены ученым к делу о литье «Царь–колокола» 16521655 гг. (чем оказались недопустимо раздвинуты хронологические рамки последнего: ведь раньше 5 июля 1652 г.  дата указа о вылитии к соборной Успенской церкви колокола в 8000 пуд  никакие переговоры с мастерами начаться не могли!). Следом за Н.Н. Рубцовым ошибку эту повторили и другие. В этом недоразумении повинен сам Гамель: все относящиеся к двум разным литьям хронологически близкие материалы были (в подлинниках) переплетены им в один том под условным общим названием «О большом колоколе» (ЛОИИ. Ф. 175. Д. 27). Составляющие основу более раннего  1651 г.  дела столбцы (содержащие тяжбу мастеров за право переливать большой «Воскресенский» колокол) оказались вшитыми в этот том самыми первыми.
[50] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 17; о деревянном амбаре см.: Там же. Л. 21; о каменном амбаре см.: Там же. Оп. 1. Д. 156. Л. 1.
[51] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 315. Л. 1; Д. 49. Л. 1.
[52] Арсеньев Ю.В. Описание Москвы и Московского государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911. С. 9. Издатель датирует список с ошибкою в полстолетие.
[53] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 46. Л. 1.
[54] Алеппский Павел. Указ. соч. С. 109.
[55] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 49. Л. 1.
[56] ДРВ. 2-е изд. М., 1789. Ч. XI. С. 254.
[57] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 4 об.
[58] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на Ивановской колокольне 1749 г. Л. 8 об.
[59] ОР ГИМ. Успенское собр. Д. 89. Л. 57, 301.
[60] ОР ГИМ. Син. 696. Л. 17 об.
[61] ОР ГИМ. Оп. 1. Д. 240, 241.
[62] ОР ГИМ. Оп. 3. Д. 27. Л. 403, 403 об.
[63] Арсеньев Ю.В. Описание Москвы и Московского государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911 С. 8.

©  В.В. Кавельмахер


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов