Церковь Иоанна Лествичника,
«что под колоколами в Кремле, в нижнем этаже колокольни, которая по этой церкви называется Иваном Великим»
// Сорок сороков / Сост. П. Паламарчук.
М. 1992. Т. 1. С. 59–63

текст статьи
примечания

       «Колокольня принадлежит вместе к Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам, своих отдельных звонниц не имущим» [2].

       «Всё сложное здание этой колокольни состоит из трех частей. Ивановская часть – вверху круглый, внизу восьмиугольный столп» [1]. Это южная и самая высокая часть комплекса.

       «В 1329 г. на месте современного столпа Ивана Великого был сооружен Калитой второй кремлевский белокаменный храм Иоанна Лествичника [3], «освященный 1 октября 1329 г.» [4]

       «В 1329 г. построена каменная церковь Лествичника «что под колокола – первая колокольня в Москве, а может быть и на Руси» [4].

       «Церковь была каменная, над нею сделана была колокольня, служившая и ранее для Успенского собора, при котором особой колокольни никогда не было, и по тому церковь была известна под названием «Ивана Святого под колоколами» для отличия от Ивановской церкви на Бору и считалась придельною Успенского собора до конца XVIII  в.

       По прошествии 176 лет обветшавшая церковь была разобрана и на её месте была заложена новая одновременно с Архангельским собором» [2]. «Церковь 1329 г. была разобрана в 1505» [3].

       «Новая церковь построена в 1505–1508 гг. Боном Фрязином; первоначально это был двухъярусный столп с церковию Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. В 1600 г. по велению Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по черному фону у основания коло кольни» [5].

       «Надпись эта гласит: «Изволением Святыя Троицы, повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого Государя Царевича и Великого Князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето Государства их 108 года» – т.е. 7108 г. от сотворения мира, 1600 по Рождестве Христовом.

       По смерти Годунова надпись эта была залеплена, но вновь открыта по повелению Петра I» [2]. Последний раз надпись реставрировалась в конце 1970-х гг.

       «Нижний восьмерик разделен внутри на два этажа. Внизу была церковь, наверху – парадные помещения, назначение которых неизвестно. Интерьер церкви отличает наличие полукруглых ниш для размещения алтаря, дьяконника и жертвенника, а также сходные ниши на южной и северной гранях. Реставрацией здесь раскрыт первоначальный («в ёлочку») пол» [22].

       «Колокольня построена, чтобы дать работу стекавшемуся в Москву во время голода люду» [6].

       «Есть предположение, что годуновская надстройка осуществлена зодчим Ф. Конём. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м» [5]. «Зодчий, построивший верх столпа, неизвестен; впрочем, указывают на некоего зодчего Ивана Вилье» [2; 6].

       «В течение трех с половиной веков, до середины 20 столетия, Иван Великий был самым большим сооружением Москвы. Он использовался и для наблюдения за при ближением к Москве неприятельских войск, за возникавшими пожарами. В большие праздники на площади собира лись толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. По его сигналу начинали трезвон колокола во всех московских церквах, число которых доходило до 260. Этот большой колокол издавал не звон, а своеобразный мощный глуховатый гул. Один из поэтов писал о нем: «... гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!» [7].

       «Рядом с Иваном Великим стоят две его звонницы. Непосредственно примыкающая к нему с севера воздвигнута в 1532–1543 гг. обрусевшим итальянским зодчим Петроком Малым, почему и называется Петроковской. Другое её название – Успенская. Вторая, завершающаяся небольшим восьмигранным шатром с башенками по углам, пристроена в 20-х годах XVIII в. по распоряжению патриарха Филарета. Отсюда и её название Филаретовская» [7]. «Филаретовская часть построена в 1624 г. Б. Огурцовым» [5].

       В Успенской (Петроковской) части в древности начали устраивать церковь Воскресения, которая после завершения, однако, была освящена при Иване Грозном во имя Рождества Христова. Позже она была упразднена. Но с 1817 г. во второй ярус Успенской части Ивана Великого перенесли церковь Николы Гостунс кого, действовавшую до 1918 г. Описанию её посвящен следующий № 7.

       «В старину около Ивана Великого была площадь, на которой читались царские указы громогласно, «во всю ивановскую», как тогда говорили» [6].

       «Между нижним и вторым ярусом Ивана Великого – а всех ярусов в нём пять – есть высокая цилиндрическая пустота шириною более 4 сажен, около которой идёт винтом лестница выше. Тут, по преданию, первый самозванец, сделавшись царём, хотел устроить римско-католический костел» [2].

       Существовал царский указ, долгое время воспрещавший строительство в России зданий, превышающих высотою Ивана Великого. Первым нарушила его церковь Архангела Гавриила – «Меншикова башня», возведенная в 1707 г., – но уже в 1723 г. верх её был сожжен ударом молнии. И даже в 1913 г. при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы высота её была одним метром меньше кремлевской звонницы.

       При нашествии французов колокольня сильно пострадала.

       «2 сентября 1812 г., когда колокол Ивановской колокольни благовестил к вечерне, неприятельские войска входили в Москву.

       При выезде из Москвы французы сделали в разных местах Кремля подкопы для взрыва.

       В ночь на 11 октября последовали взрывы: Арсенала, Никольской башни и Ивановской колокольни (Филаретовской башни). Грудами каменьев завалило Кремлёвскую, Казанскую площади и их окрестности. Остальные подкопы не удались, огонь до пороха не дошёл. Из неудавшихся подкопов было вынуто 60 бочек пороха.

       Одна часть Ивановской колокольни (Филаретовская с Рождественской церковию при ней) была подорвана и пала в развалинах; другая часть (Годуновская) треснула сверху донизу.

       В 1813 г. 3 мая архитекторы Егоров, Соколов и Бакарев осмотрели колокольню и решили, что большой опасности не будет, если оставшуюся колокольню не ломать, а исправить. На восстановление колокольни составили смету в 391,8 тыс. руб.

       Государь для осмотра колокольни прислал из Петербурга архитектора Луиса Руско. 7 дек. 1813 г. Руско собрал всех архитекторов Москвы для осмотра колокольни, и решили также не разбирать оставшуюся часть. Смета составлена на 253,8 тыс. руб. Руско объяснял:

       1. Самое большое повреждение в колокольне (Годуновской) под третьим ярусом колоколов; верхняя часть, круглая, ничем не повреждена кроме купола, у которого сорвало часть медных листов да крест. От этого повреждения донизу есть малые трещины, ничего не значащие. Если сломать колокольню до третьего яруса или всю, а потом построить, то и тогда не будет прочнее, чем существующая после ремонта.

       2. Под разрушенную пристройку (Филаретовскую) положено было мало пороху, отчего башня села и материал остался на месте, далеко не разбросан.

       Руско, француз, оставаться в Москве не мог. На восстановление колокольни на значил архитекторов Жилярди и Бове, тоже из французов» (8).

       «Нельзя пройти молчанием и того, что, по народному преданию, четвероконечный крест, находящийся на средней, возвышенной над прочими главе Благовещенского собора, – весь золотой. Рассказывают, что Наполеон, слышавший об этом, снял с Ивана Великого железный крест, покрытый позолоченными медными листами, полагая, что это есть именно золотой крест. Есть предание, что крест этот не могли снять ни наполеоновские техники, ни инженеры. Но нашелся русский мужичок, который, взобравшись наверх колокольни, по веревке снял крест. Наполеон тут же приказал расстрелять предателя» [2; 9].

       «В 1812 г. сооружение было взорвано по приказу Наполеона. Но в 1814–1815 гг. были восстановлены, с введением ряда классицистических деталей, две из трёх частей Ивана Великого – Филаретовская и Успенская. Восстановление провёл И. Жилярди по проекту И.В. Еготова и Л. Руска. Столп Ивана Великого устоял» [5].

       «От французских взрывов в 1812 г. наиболее пострадала Филаретовская пристройка, которая поэтому перестроена почти заново. В Успенской части пострадал верх, где висят большие колокола; при возобновлении допущены некоторые от ступления от старины, например в форме окон. Ивановская часть почти не пострадала» [1].

       «Теперь (в 1910 г. – П.П.) в нижней части Ивановской колокольни по-прежнему находится церковь св. Иоанна Лествичника, возобновленная проф. Мудровым и освященная в 1822 г. Возобновлена также еще в 1874 г. московскими хоругвеносцами.

       Глава на колокольне вызолочена. Крест составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами. Он сделан вновь после 1812 г., а старый снят Наполеоном.

       Неизлишне будет заметить, что от входа в колокольню до нижнего круга находится на крутой винтообразной лестнице 151 ступень, от нижнего до среднего 157, а от среднего до верхнего 121, итого всех ступеней 429.

       Под нижним ярусом колокольни живут в настоящее время пономари и сторожа соборов.

       Вид с колокольни Ивана Великого на Москву и её окрестности, особенно в ясную погоду, очарователен необыкновенно: видны даже села и строения, находящиеся в 30 и 40 верстах от Москвы» [2].

       «В 1917 г. повреждены снарядами восточная и юго-восточная стороны Ивана Великого, по стенам много выбоин и пулевых ран» [10].

       В помещениях колокольни находилась часть Патриаршей ризницы [12].

       В середине 1950-х гг. колокольня реставрировалась. Новый внешний ремонт прошёл в конце 1970-х гг. Внутрь, а тем более наверх, доступа посетителям нет. Помещение бывшей церкви Иоанна Лествичника занято под хозяйственные нужды. Время от времени в нижнем этаже Филаретовской части устраиваются выставки.

       К Олимпиаде 1980 г. был выпущен интересный панорамный альбом. С одной его стороны были нарочито нерезко воспроизведены снимки панорамы Москвы с храма Христа Спасителя середины прошлого века, выпущенной Н.А. Найденовым. С другой – цветные фотографии примерно в такой же последовательности, сделанные в наше время – за отсутствием разрушенного храма Христа – с Ивановской колокольни.

       Отдельно следует сказать о колоколах Ивана Великого.

       «Всех колоколов на Иване Великом, с пристройками, ныне (в 1910 г. – П.П.) 34, общий вес их 16.000 пудов. Некоторые, висящие на самом Ивановском столпе, имеют любопытные надписи, но самых старых колоколов немного. Между ними находится Новгородский XV в., перелитый, как полагают, из знаменитого Вечевого.

       Вот колокола, находящиеся в Филаретовской пристройке:

1
Успенский, называвшийся в старину Царь–колокол. Он был отлит в первой половине XVI в., вероятно, иностранцем, весом в 1000 пудов и висел на брусяном срубе между Ивановской колокольней и соборами. В него звонили только в чрезвычайных случаях, как-то: по кончине царя, или кого-либо из царской фамилии, или митрополита, а впоследствии патриарха. Потом колокол помещался уже на самой Филаретовской колокольне и, быв перелит в 1760 г. мастером Елизовым, имел весу 3551 пуд. При взрыве в 1812 г. он совершенно разбился, и сделан в 1819 г. новым, мастером Богдановым, с лишком в 4000 пудов.
2
Реут. Вылит в 1689 г. по повелению патриарха Иоакима пушечным мастером Андреем Чеховым. Он назван Полиелейным и весу в нём до 2000 пудов. Этот колокол замечателен тем, что при взрыве в 1812 г. у него отбило уши, которые, однако ж, искусно приделаны, и колокол не изменил своего тона.
3
Семисотенный, или Воскресный, имеющий весу 798 пудов. Надпись на колоколе свидетельствует, что он отлит в 1704 г. мастером Иваном Материным.
4
Вседневный. Первоначально отлит был в 1652 г. мастером Емельяном Даниловым и имел весу 998 пудов 30 фунтов. Потом, при Екатерине II , в 1782 г. перелит мастером Яковом Завьяловым с весом в 1017 пудов и 14 фунтов. Все это изъяснено надписью на колоколе. Вседневным он назван патриархом Иоакимом.

Звон всех этих колоколов вместе, что бывает только в самые большие празд ники и особенно торжественные дни, про изводит чарующее впечатление» [2].

«На Ивановской колокольне всех коло колов 34. Самый большой – Успенский, весом 4000 пудов; Реут, или Ревун, или Полиелейный 2000 пудов. Древнейший колокол Медведь, 1501 г., 450 пудов; Татарин – 40 пудов. Другие колокола: Лебедь, Баран, Полиелейный, или Голодарь, Корсунский, Ясачный и проч.» [6].

В начале 1920-х гг. звонарь-виртуоз К.К. Сараджев, различавший тончайшие оттенки колокольных звонов, говорил: «Звон Ивана Великого ничего, совершенно ничего не представляет собой, только темный, оглушительный, совсем бессмысленный гром, но колокола сами по себе там – превосходные; всего их 36, и в смысле подбора дело обстоит великолепно» [11].

В настоящее время число колоколов на Иване Великом уменьшилось почти вполовину: «На колокольне Ивана Великого 18 колоколов. Самый большой колокол – Успенский, весит 4000  пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым)» [5].

С востока от Ивана Великого установлен и расколовшийся знаменитый Царь–колокол, голос которого, в недавнее время искусственно синтезированный и воспроизведенный, должен был бы быть ещё более низким и «незвонким», чем звучание Успенского.

Литература

[1]. Указатель московских церквей / Сост. М.  Александровский. М., 1915. № 38.
[2]. Кондратьев И.К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 102–105, 61.
[3]. Александровский М.И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). ГИМ. Отдел ИЗО. Фонд архитектурной графики. № 10.
[4]. Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. М., 1913. С. CLIV–CLV.
[5]. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 428–429.
[6]. Настольный энциклопедический словарь Гранат 1903 г.
[7]. Сытин П. Из истории московских улиц. М., 1958. С. 46–50.
[8]. Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[9]. Отечественные записки. 1821. № 18.
[10]. Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 19.
[11]. Цветаева А. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 143.
[12]. По Москве / Ред. Н.А. Гейнике и др. М., 1917. С. 176.
[13]. Александровский М.И. Иван Великий (рукопись), 1936 г // ОПИ ГИМ. Ф. 465. Д. 12.
[14]. Рзянин М.И. Иван Великий. М., 1946.
[15]. Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.
[16]. Платонов. Путеводитель: Москва и окрестности. М., 1896.
[17]. Москва. Памятники архитектуры XIV–XVII вв. М., 1973.
[18]. Материалы для истории и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В.И. и Г.И. Холмогоровыми / Под ред. И.Е. Забелина. М., 1884. С. 194.
[19]. Истомин Г. Ивановская колокольня и церкви при ней. М., 1893.
[20]. Михайлов А.И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963.
[21]. Захаров Н. Кремлевские колокола. М., 1980.
[22]. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 323-324.
[23]. Борис, Анастасия. Иван Великий // Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 9. С. 21–22.
[24]. Александровский М.И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). ГИМ. Отдел ИЗО. Фонд архитектурной графики. № 10.
[25]. История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М.,1988. Вып. 3. С. 578; М., 1990. Вып. 5. С. 309.
[26]. Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 109–110.
[27]. Орлов А. Заговорит ли Иван Великий? // Литературная Россия. 1991. 18 янв.
[28]. Маршкова Т. Хранитель Московского звона // Литературная Россия. 1991. 18 янв.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов