Е.А. Филиппова
Колокольня Ивана Великого
// Колокольня Ивана Великого
/ Сост. Е.А. Филиппова. [Буклет].
М., 1999

       

       Архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки, замыкающий с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля, на протяжении многих столетий остается архитектурной доминантой не только Кремля, но и всего центра столицы. История этого великолепного памятника неразрывно связана с важнейшими вехами истории Российского государства, с именами выдающихся деятелей разных эпох.

       Первая каменная церковь во имя святого Иоанна Списателя Лествицы была заложена на месте нынешней колокольни в 1329 году по повелению князя Ивана Даниловича Калиты (1325–1340). Иоанн Лествичник, автор известного на Руси с XII столетия сочинения – «Лествицы», был тезоименитым святым Иоанна Калиты, его изображение с книгой в руках находилось на печатях великого князя. Сочинение Иоанна, игумена Синайскаго монастыря святой Екатерины, написано в конце VI века и являлось руководством для иноков в практике монастырской жизни. Оно было широко распространено в качестве духовнаго чтения. Тридцать глав («степеней») книги воспринимались как ступени лестницы, освобождающей человека от греховных бед и ведущей к духовному совершенствованию и спасению.

       Построенный при Иване Калите храм простоял более полутора веков. Видимо, уже в то время он совмещал в себе церковь с колокольней. Летопись под 1505 годом сообщает о начале строительства на том же месте новой церкви Иоанна Лествичника «под колоколы», получившей позднее название колокольни Ивана Великого.

       К 1505 году, в правление великаго князя всея Руси Ивана III (1462–1505), Кремль уже получил свои нынешние размеры и очертания. Конец XV и XVI век – эпоха блестящего расцвета древнерусского зодчества, связанная со значительными историческими событиями в жизни Российского государства: свержением монголо-татарского ига и превращением Руси в единое централизованное государство. Эти события находили своё отражение в архитектуре, в создании величественных и монументальных сооружений, выполненных в национальном стиле.

       Строительство колокольни, которым руководил итальянский архитектор Бон Фрязин, продолжалось три года и было окончено в 1508 году. Вероятно, она была целиком построена из кирпича и украшена белокаменными деталями. На изображениях середины XVI столетия колокольня предстает в виде столпа, состоящего из поставленных один на другой восьмигранников.

       Уже в это время столп Ивана Великого, достигавший 60 метров, был самым высоким сооружением Москвы. В случае необходимости он служил сторожевой башней, с которой открывалась широкая панорама Москвы и её окрестностей. Колокола, как выполненные русскими мастерами, так и привезённые из-за границы, располагались на всех трёх ярусах колокольни: самые тяжелые, с низким и густым звучанием – на галерее первого яруса, а более легкие и мелодичные – наверху.

       В первом этаже нижнего яруса колокольни находилась небольшая церковь во имя святого Иоанна Лествичника. Стены нижнего яруса очень толстые – до пяти метров, поэтому пространство в центре столпа сравнительно невелико. Церковь имена необычную, восьмиугольную в плане форму, повторявшую внешние очертания стен, на второй и третий, открытый этажи этого яруса вела лестница, расположенная в толще стены.

       Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть – сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними – открытая галерея, где находятся колокола. Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего, их толщина достигает 2,5 метра. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегчённой верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

       Столп Ивана Великого простоял в первозданном виде целое столетие, пока в 1600 году по указу царя Бориса Годунова (1598–1605) он не был надстроен новым, третьим ярусом в виде узкого восьмигранника, повторяющего очертания двух нижних. Восьмигранник переходит в барабан с куполом, над которым возвышается семиметровый крест. Переход от восьмигранника к барабану украшен венком декоративных кокошников, расписанных золотыми звездами на синем фоне. Два ряда островерхих кокошников еще более подчеркивает устремленность всего сооружения вверх, его лёгкость и пластику. Зрительно облегчают третий ярус и шестнадцать ложных, закрашенных черной краской, щелевидных окон с небольшими фронтончиками.

       Под куполом колокольни по повелению царя золотыми буквами в три строки была сделана надпись: «Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108» (то есть в 7108 году по старому стилю или 1600 году по новому летоисчислению).

       Высота всей колокольни составила 81 метр, что явилось выдающимся достижением своего времени. Ивановская колокольня соединила в себе черты русского зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декор XVI веков. Это органичное слияние стилей отражает эволюцию русской архитектуры за два столетия.

       В 1532 nbsp;году, за год до кончины великого князя Василия III (1505–1533), завершившего объединение Руси вокруг Москвы, на Соборной площади началось строительство примыкавшей к Ивановскому столпу звонницы, которая предназначалась главным образом для огромного тысячепудового колокола под названием «Благовестник». Звонницу строили 11 лет и закончили в 1543 году, уже в правление Ивана IV (1533–1584). Руководил строительством итальянский архитектор Петрок Малый.

       Вверху, на галерее трёхэтажной, прямоугольной в плане звонницы, разместились и другие колокола, вес которых уже не могла выдерживать колокольня. В третьем этаже звонницы была устроена церковь во имя Рождества Христова, а в нижних этажах, по некоторым данным, хранились сокровища Патриаршей ризницы. Ко входу в церковь вела лестница, построенная московскими мастерами в 1552 году. Звонница получила название Успенской.

       Архитектура звонницы отличается от архитектуры кремлевских храмов XVI века. Её верхний ярус решён как открытая галерея псковско-новгородского типа. В то же время большая расчленённость форм, обилие украшений, особенно пояс из рустованных столбов, расположенных в два ряда вокруг барабана купола, характерны для московской архитектуры XVII столетия. Исследователи предполагают, что в XVII веке звонница была перестроена и именно в это время получила свой архитектурный декор.

       В 1624 году по повелению патриарха Филарета, бывшего фактическим правителем России в царствование своего слабого здоровьем сына Михаила Федоровича (1613–1645), с северной стороны Успенской звонницы было возведено ещё одно здание, получившее название Филаретовой пристройки. Её строителями были каменных дел подмастерье Бажен Огурцов и неизвестный иностранный мастер. Вероятно, благодаря участию этого иностранного архитектора Филаретова пристройка получила псевдоготическое завершение в виде большого, увенчанного крестом шатра и четырёх маленьких нарядных башенок по углам. Архитектура же самой пристройки настолько схожа с архитектурой звонницы, что сейчас эти два корпуса воспринимаются как единое целое. За свою многовековую историю колокольня и звонница были свидетелями многих событий. Не один раз они горели, во время пожаров падали и разбивались колокола, от огня страдали и затем ремонтировались сами здания. Самый страшный урон был нанесён им войсками Наполеона. При отступлении из Москвы в 1812 году Наполеон приказал взорвать Кремль. От взрывов пострадали многие кремлёвские строения. Успенская звонница и Филаретова пристройка лежали в руинах, но древняя колокольня устояла. Взрывной волной был сорван крест с её купола, а в третьем ярусе образовалась неопасная трещина.

       Повреждения Ивановского столпа были исправлены очень быстро, и уже 12 декабря 1813 года на нём вновь зазвучали колокола. В 1814 году было начато восстановление звонницы, которую возродили из руин к концу 1815 года. В основном при строительстве использовался кирпич от разрушенных зданий, поскольку, как писал один из архитекторов, «кирпича жнее так нужно, ибо имеется весь старой, который лучше новаго, и ныне невозможно такового найтить».

       Благодаря кропотливой работе архитекторов И. Егорова, А. Балакирева, Л. Руска, Д. Жилярди и других новые здания в точности повторяли по формам и объёмам древние сооружения. Однако в деталях отделки фасадов, например в оформлении окон, сказалось влияние классицизма XIX века. Вероятно, в то же время над оконницами третьего этажа звонницы появились завершения в виде раковин, повторяющие аналогичные элементы оформления Архангельского собора.

       В наши дни на колокольне и звоннице размещено более двадцати уникальных колоколов, являющихся памятниками литейного искусства XVI–XIX веков. Так, на нижнем ярусе колокольни расположены колокола, созданные выдающимися русскими литейщиками Иваном Моториным, Семеном Мозжухиным, Василием и Яковом Леонтьевыми. На втором ярусе висят десять колоколов XVI–XVII столетий, на третьем  – три небольших колокола XVII века.

       Самый большой колокол, находящийся в центральном проёме звонницы, – «Успенский», весит шестьдесят четыре тонны. Он был перелит московским литейщиком Яковом Завьяловым и его помощником Русиновым в 1817 году из колокола, разбившегося при взрыве 1812 года. Колокол украшен портретами императора Александра I и царской семьи, медальонами с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, митрополитов Петра и Алексея, композиции «Успение Богоматери».

       В нижнем ярусе колокольни Ивана Великого предполагается развернуть экспозицию, посвященную истории и архитектуре существующих и утраченных памятников Московского Кремля. Архитектурные детали первых белокаменных храмов времени Ивана Калиты, каменная плита XV столетия с латинской надписью о закладке Спасской башни, скульптурные изображения львов и химер, украшавшие древнюю Спасскую башню и Красное крыльцо, миниатюры, акварели и гравюры познакомят посетителей с архитектурным обликом Кремля XIV–XIX веков.

       На первом этаже Успенской звонницы расположен выставочный зал. Здесь постоянно организуются разнообразные выставки из фондов Музея «Московский Кремль», многих других российских и зарубежных собраний.

       Москву нельзя себе представить без величественного столпа Ивана великого и Успенской звонницы с Филаретовой пристройкой. Посетители Кремля могут не только полюбоваться этим выдающимся сооружением, но и обогатить свои познания в истории строительств Кремля, получить удовольствие от созерцания прекрасных произведений искусства.

© Е.А. Филиппова


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

©