названия колоколов
уставные звоны Русской Православной Церкви: благовест, трезвон, перезвон, перебор
звоны воскресные: двузвон, звон к Евангелию, звон на «Честнейшую»
звоны к Воскресной литургии
звоны будничные
звоны в период Великого Поста: часовые, звон в двои
порядок звонов на каждую седмицу: 1-я седмица, 2-я седмица, 3-я седмица, 4-я седмица, 5-я седмица, звоны Страстной седмицы, звоны в Пасху, звоны Светлой седмицы
о порядке посещения колоколен в дни Пасхи
звоны на богослужениях с участием архиерея

Названия колоколов

       Колокольные звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря.

Праздничный колокол  самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и в некоторых других, особенно торжественных, случаях.
Воскресный  меньший по величине, используемый в воскресные службы.
Полиелейный  в дни средних, когда совершается полиелей.
Простодневный или Будничный  в обычные, не праздничные дни.
Постный  в период Великого Поста.
Часовой  перед чтением великопостных часов.

       Кроме названий, напрямую связанных с богослужебной практикой, колокола могут носить произвольные собственные имена или прозвища: Широкий, Лебедь, Баран (здесь угадывается краткая характеристика тембровой окраски их звучания); Корсунский, Немчин, Ростовский (здесь, скорее всего, поводом к названиям послужило их происхождение).

Уставные звоны Русской Православной Церкви

       Существует несколько видов звона:

Благовест   одиночные удары в большой колокол.
Трезвон   несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон   поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор   по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Благовест

       Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “... не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней ... Он, собственно, уже есть Богослужение”  – говорит в Толковом Типиконе профессор Михаил Скабалланович.
       Благовест совершается в праздники – в праздничный колокол, перед воскресными службами-  в воскресный колокол. Звонарю, как следует из указаний Типикона, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон.
       Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

«Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания» (Типикон. Глава 1).

       Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх, – в современном варианте, – пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.
       Звонарю во время благовеста рекомендуется читать непорочны (17-ю кафизму) или 12   раз 50-й псалом.

«Та же восходя ударяет в великий компан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю» (Типикон. Глава 2).

       Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь, из-за того, что звон несёт в себе более символический, нежели практический смысл, время благовеста уменьшилось и составляет приблизительно 10   минут. В начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный, если удары слишком редки, или тревожный, в случае очень частых ударов.

Трезвон

       Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы – Вечерня, Утреня и Литургия.

Перед Вечерней совершается трезвон в один приём.
Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон исполняется в два приёма.
Перед Литургией  – в три приёма.

       Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон. Глава 49). Красными в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово «красный» имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Думается, не будет грубой ошибкой считать, что «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Звон «в двои» совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

Перезвон

       Перезвоном принято называть последовательные удары в колокола. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон большие колокола совершался в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы. Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. В различных случаях перезвон имеет определённое количество ударов в каждый колокол, хотя Типикон на это прямо не указывает, однако в Чиновниках можно уловить некоторую закономерность.

Перебор

       Перебор  – погребальный звон. Несмотря на свою простоту, имеет определенные разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении «мирских человек» вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

Звоны воскресные

       Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, производит благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Благовест совершается в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста  – трезвон в один приём.

Во второй главе Типикона об этом сказано: «По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й , тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны». 

     Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря, два трезвона через небольшой промежуток времени, что означает начало Утрени и символически знаменует наступление нового времени в жизни человечества, Утро жизни вечной.

«По чтении же великом святых апостол, исходит параекклесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны» (Типикон. Глава 2).

       При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени.

       Звон к Евангелию  – это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на «славу» антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. Предназначение этого звона   – прославить Спасителя.

«Та же степенны гласа, в них же исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы» (Типикон. Глава 2).

       Для православных, находящихся в этот момент вне храма – это знак, что сейчас в церкви будет читаться Евангелие. Поэтому неимеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»  – возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить. Звон на «Честнейшую» именуется так потому, что совершается на 9-й песне канона, перед началом которой поётся песнопение «Величит душа моя Господа», в припеве которого поют: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна – она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия. Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения. Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола, в зависимости от статуса предстоящего молебна, и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол.
       В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае, указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей по окончании службы совершать трезвон.

Звоны к Воскресной Литургии

       К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем только отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приёма. К ранней Литургии совершают благовест не в тяжелый, а в средний колокол и, кроме того, реже и тише; в конце благовеста трезвона нет.
       Звон к «Достойно...» содержит 12 ударов в праздничный колокол по числу апостолов, присутствующих на Тайной Вечери Господней. Он производится во время произнесения священником евхаристических молитв и помогает верующим обратить свои сердца к Богу.

«Горе имеем сердца!» – возглашает священник. «Имамы ко Господу»  отвечает лик предстоящих. Священник: «Благодарим Господа!». Хор: «Достойно и праведно есть».

              С этого момента начинают удары в большой колокол. Здесь, как и на Всенощной, желательно равномерно распределить удары на время пения и закончить звон к концу прочтения евхаристических молитв, то есть к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней». По окончании Воскресной Литургии звонов, как и на Всенощной, совершать Уставом не указано.
       Указом Св. Синода от 29 марта 1886 г. предписано, чтобы по воскресным и праздничным дням во всех приходских церквах Вечерня отправлялась по уставу со звоном в большой колокол. Трезвон к этой службе должен быть без большого колокола (Типикон. Глава 1). Это значит, что в воскресенье вечером благовестят в праздничный колокол, но трезвонят без него.

Звоны будничные

       В настоящее время будничные звоны – явление нечастое. Даже в московских монастырях практика звонов в будничные дни довольно скудна. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика, поскольку мы давно уже привыкли ориентироваться во времени по часам. Приводимые ниже рекомендации относительно совершения будничных звонов не носят обязательный характер.
       Звонарям следует обсудить все виды будничных звонов со своими настоятелями и весьма осторожно использовать трезвоны; особенно там, где наборы колоколов небольшие. Нежелательно трезвонить одинаково и в будни, и в праздники.
       В седмичные дни перед богослужениями благовестят в простодневный колокол. Трезвон в эти дни бывает без первых четырёх колоколов, то есть без простодневного, но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в 4-й колокол, простодевный. В седмичные дни к Вечерне примыкает 9-й час, поэтому благовестят перед началом 9-го часа, а перед Вечерней трезвонят.

 «И по конце 9-го часа знаменует в 2 или 4 по уставу» (Типикон. Глава 9).

      К Повечерию будничному в 9-й главе Типикона указано звонить только в било. В реальной практике била уже не используют, поэтому в настоящее время следует использовать простодневный колокол. К Повечерию после Великой Вечерни и к Полунощнице вседневной благовест совершается, как видно из указания Типикона, редкими ударами в малый колокол.

«Во утрии же знаменует параекклесиарх в малый кампан, редким ударением, на мног час...» (Типикон. Глава 9) К Утрени звонят недолго, всего около двух минут, а именно – по мере прочтения 50-го псалма.
       Как указано в Типиконе, «по скончании же Полунощницы ... параекклесиарх ... благословився у предстоятелями клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50-й весь».

       В данном случае в Типиконе даётся рекомендация звона к Утрени, следующей за Полунощницей. Однако если Утреня совершается отдельно, то после благовеста совершают трезвон. Если Утреня совершается без Вечерни, то вначале, как обычно, совершаем благовест в назначенный колокол и затем – двузвон.
       К Литургии – благовест в простодневный колокол, трезвон без большого и воскресного, то есть с простодневным.

Звоны в период Великого Поста

       С наступлением периода Великого Поста в богослужебной практике происходят определенные изменения. Меняется система счёта дней седмицы: если в обычное время первым днём седмицы считается воскресение, то в Великий Пост – это понедельник. Меняется порядок чтения кафизм; вообще, чтения начинает преобладать над пением, да и сам характер пения становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого Поста, например, часовые.
       Перед совершением Часов ударяют:

3 удара - перед 3-м часом,
6 ударов - перед 6-м часом,
9 ударов - перед 9-м часом,
12 ударов - перед Повечерием.

 Если расходятся из храма после 6-го часа, как бывает в монастырях, то, согласно указаниям Типикона, «о 9-м часе кандиловозжигателъ ударяет в древо ... по 1-м же Трисвятом yдаpяет в кампан 9 крат”.

         К Великому Повечерию положено только 12 ударов в постный колокол.
       К Вечерне и Утрене звонят в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий от него) с понедельника по пятницу во всю Четыредесятницу до самого Великого Четверга (т.е. во весь период поста) кроме тех дней, в которые полагается особенный звон. К ним относятся 24 февраля и 9 марта. В современной практике звон в двои совершают, в основном, только перед Вечерней к Литургией Преждеосвященных Даров. Во многих храмах звоны на период Великого Поста отменяются.
       В пятки Великой Четыредесятницы к Великому Повечерию (на котором уже не полагается великих поклонов) обыкновенно бывает благовест непостный.

Порядок звонов на каждую седмицу

1-я седмица
       В прощённое воскресение:
к Вечерне – благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна); после чина прощения – звон в двои.
       В понедельник “знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения”   (Типикон. Глава 49).
       Это значит, что великопостный благовест совершается в постный колокол и отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например, в Троице-Сергиевой Лавре удары совершаются через молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.
       В современной практике на Утрене, Часах и Вечерне, поскольку эти службы соединяются, совершают звон только перед Утреней (по благословению настоятеля).
       К Повечерию с чтением Великого Покаянного Канона с понедельника по четверг включительно – благовест в постный колокол.
       Вторник: звоны такие же, как и в понедельник.
       Среда:

к Утрени – благовест в постный колокол
к Часам – «часить»
перед Вечерней к Литургии
Преждеосвященных Даров – «Звон в двои»

Четверг: то же, что и во вторник.
Пятница: к утренним службам так же, как и в среду; к вечерним службам – звоны непостные.

       Поскольку в воскресные дни в период Четыредесятницы на службу пост отменяется, то звоны к воскресным службам совершают в обычном порядке – благовестят в воскресный колокол и трезвонят так же, как и в обычный, месяцесловный, период. В первую неделю Великого Поста (в воскресный день) празднуется Торжество Православия. После воскресной литургии служат специальный молебен. Это особенный чин, совершаемый епископом или настоятелем и духовенством в центре храма, с вынесением икон Спасителя и Божией Матери, пением Великого прокимна, возглашениями анафемы, вечной памяти и многолетия. Во время пения многолетия (по благословению настоятеля) совершается трезвон. После заключительной молитвы по возгласе Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков” певцы поют: “Тебе, Бога, хвалим”. Священнослужители целуют иконы на аналоях и затем бывает отпуст. Следует помнить, что если Богослужение совершается не архиереем, то в конце литургии звонов не положено.

2-я седмица
      
В воскресенье к Вечерне – благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). В седмичные дни особенных звонов нет, поскольку в эти дни не совершается полиелей, даже если выпадает день святого, имеющий знак полиелейной службы.

3-я седмица
       Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная. В субботний день перед началом Всенощной крест переносят с жертвенника на престол. (Без звонов). В конце всенощного бдения крест выносится из алтаря и кладётся на аналой в центре храма для поклонения верующим. Звоны к началу и во время службы совершаются как обычно, а в конце Всенощной, во время пения Великого Славословия, совершают перезвон по три удара от большого колокола к малым, и, когда, взяв на главу, понесёт настоятель крест на середину храма, начинают трезвон, который длится до возложения креста на аналой. В неделю к Вечерне – благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна).

4-я седмица
      
На 4-й седмице поста особых звонов нет, так же, как и на 2-й седмице, поскольку и здесь не совершается служб с полиелеем. (Тем не менее, 24 февраля, когда празднуется 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и 9-го марта – дня 40 мучеников, – полиелей должен совершаться обязательно, даже в период поста). В неделю к Вечерне – благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна).

5-я седмица
       В четверг празднуется память Марии Египетской. Накануне вечером читается Покаянный Канон. Эта служба именуется Марьино стояние. К Вечерне, Утрене и Литургии – благовест в полиелейный колокол, трезвон, соответственно, без большого.
       В пяток  – вечер акафиста. К Вечерне – звон в полиелейный колокол.
       В субботу к Утрене – звон в полиелейный колокол.
       Воскресные звоны – как обычно.
       К Вечерне – благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна).

Звоны Страстной седмицы
       
По прошествии Великой Четыредесятницы период поста заканчивается, и начинается особенная седмица, именуемая Страстной. Каждый день этой седмицы празднуется особенно, поскольку этот период посвящен воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя. Звоны в этот период совершаются так: в первые три дня, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, звонят по-постному, благовестят в постный колокол, и далее – звоны в двои, а с четверга, когда совершают Литургию Василия Великого, в звонах начинают использовать уже большие колокола.
       В Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду  – благовест к началам богослужений в постный колокол, трезвон в двои.
       В Великий Четверг , начиная с Утрени благовест совершают уже не в постный колокол, “но в красныя”. По уставу протоиерея К. Никольского – благовест в полиелейный колокол, трезвонво вся без большого. Перед Литургией – трезвон, поскольку Литургия здесь уже Василия Великого, которая совершается в соединении с Вечерней, где читается Евангелие. На Утрени читаются 12 Евангелий, поэтому звонят благовест в праздничный колокол. Далее, во время службы, перед чтениями Евангелий совершают удары в праздничный колокол по числу читаемого Евангелия, перед 1-м чтением – 1 удар, перед 2-м – 2 удара и т.д. По прочтении всех 12 Евангелий – краткий трезвон.
       В Великий Пяток к Царским Часам звонят благовест в Воскресный колокол, затем “звон в двои един долгий”. На вынос плащаницы. Перед началом Вечерни совершают благовест в праздничный колокол. Во время пения стихир на стиховне, а точнее, “на славу”, во время выноса плащаницы Спасителя, совершают перезвон по одному удару в каждый колокол отбольшого к малому, что символизирует обнищание, умаление Спасителя. По поставлении плащаницы в середине храма – краткий трезвон. К Утрени – благовест в праздничный колокол. В конце великого славословия совершается обнос плащаницы вокруг храма. В это время совершают перезвон. По поставлении Плащаницы в середине храма – краткий трезвон в один приём.
       В Великую Субботу к Часам, Вечерне Литургии и Полунощнице – благовест в большой колокол. В настоящее время, по установившейся традиции, звонов от чина погребения до полунощницы совершать не принято.

Звоны в Пасху
       Пасхальное богослужение начинается обычно с Полунощницы (как правило, в 23:00 или в 23:30). Перед Полунощницей совершают благовест в праздничный колокол (непродолжительно – около 5 минут), редким ударением, если праздничный колокол большой (свыше 300 пудов) – в один край или через 1 удар. В начале крестного хода начинают праздничный трезвон “во вся”. После того, как крестный ход, обойдя вокруг храма, станет у западных дверей, для совершения Пасхального начала, трезвон прекращают.
       По совершении Пасхального начала, когда входят в церковь, трезвон возобновляют; прекращают его к началу пения канона Пасхи (продолжительность трезвона в среднем около 5 минут). На Пасхальной Литургии (если не Кириопасха, т.е. совпадение праздника Пасхи с днём Благовещения) во время чтений Евангелий совершают удары в большой колокол; количество ударов соответствует порядковому числу читаемого Евангелия (как в Великий Четверг). На Евхаристическом каноне звонят в обычном порядке (12 ударов в большой колокол). По окончании ночной службы – трезвон «во вся».

Звоны Светлой седмицы
       
Благовестят во всю светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся». На Литургиях благовест непродолжительный. Поскольку Часы в эти дни поются, то время звона перед началом Литургии заметно уменьшается, поэтому в некоторых церквях настоятели благословляют перед Литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.
       Звоны на крестных ходах в Светлую седмицу. С понедельника по пятницу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками, теми, кто подаёт сигналы о движении крестного хода, чтобы на прекращениетрезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершения ектений, кроплению св. водой и т.д.). Останавливается крестный ход на всех четырёх сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Напротив алтаря совершают чтение, поэтому пауза между трезвонами в этом месте заметно дольше. Последняя, четвертая остановка, совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают заключительный трезвон.

О порядке посещения колоколен в дни Пасхи

       В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всемжелающим, однако не следует оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь). Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол не трудно. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.
       Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьём сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии. Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочиеприспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние. Все эти следует предусмотреть заранее, и по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Звоны на богослужениях с участием архиерея

       При ожидании к службе архиерея, благовест начинают, по указанию настоятеля, в праздничный колокол. Как правило, в этот день начинают звонить несколько раньше. При приближении к храму архиерея (при подъезде к воротам на территорию храма) начинают трезвон.
       Если встреча к Всенощной, то звон, по входе архиерея в храм, прекращают через 2-3 минуты, поскольку происходит облачение архиерея в мантию и следование его в алтарь. Если жевстреча к Литургии, то после проследования в храм архиерея добавляют, как и положено к Литургии, ещё два трезвона. В остальных моментах звоны остаются те же, что и в обычных случаях, за исключением Литургии, где звон на Евхаристии совершается через более длинные промежутки между ударами, поскольку при служении архиерейским чином все богослужебные действия совершаются более степенно, в том числе немного дольше читаются евхаристические молитвы.
       В тех случаях, когда к службе ожидают не одного архиерея, то по прибытии и прошествии в храм одного из них, после встречного трезвона возобновляют благовест и дожидаются следующего; по прибытии оного, всё повторяется, как было описано выше.
       По окончании богослужения дожидаются выхода архиерея из храма и сопровождают трезвоном его шествие в дом причета, в трапезную или отъезд с территории храма. В случае, если архиерей уходит до окончания службы, боковым или служебным выходами (т.е. не торжественно), то проводного трезвона не совершают. Если архиерей в гостях у прихода, то дожидаются его окончательного отбытия с территории храма и сопровождают это трезвоном, а если архиерей находится в своей церкви или обители, то по окончании богослужебных звонов отъезды и въезды его на территорию храма звонами не сопровождаются.
       При встрече архиерея на обозрение им церкви совершают благовест в праздничный колокол. Так же, как и на встрече к службе, трезвонят при приближении архиерея к территории храма и, так же, как и после богослужения, провожают отъезд его с территории церкви или обители проводным трезвоном.

© Общество церковных звонарей
© Игорь Коновалов

Адрес
Россия, 152015, Москва, Бутырская улица, 65-46


Телефон
(926)-521-70-16
(910)-968-98-08


Факс
(095)-977-79-52

E-mail

 

 

 

 

 

 

 

См. также:
Виды колоколов (М.И. Пыляев)
Ильин В.
Эстетический и литургический смысл колокольного звона // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 65-72.
Коновалов И.В. Организация уставных колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя по подобию звонницы ростовского Успенского собора // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 381–386.
Николаев Б., протоиерей. Значение колокольного звона в богослужении // Колокола и колокольни. М., 1994. С. 2–6.
Розанов Н.П. О времени благовеста при церквах в Москве // Душеполезное чтение. М., 1868. Ч. 2. С. 25–32.
Св. Павлин Ноланский и церковные колокола // Ярославские епархиальные ведомости. 1883. Часть неофиц. С. 265–267


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов