Колокольня

       Колокольня часть христианского церковного здания или особая постройка вблизи него, где помещаются колокола, звон которых служит призывом к богослужению. Где первоначально помещались колокола – неизвестно; вероятно, они просто вешались на деревянных столбах у входа в церковь. Чтобы звон их был слышен дальше, их стали поднимать выше и строить для этого особые башни.

       Немногим позднее VI в. были выстроены в Равенне высокие башни рядом с базиликами св. Аполлинария Нового и св. Аполлинария во Флоте. Сначала они, по-видимому, должны были служить военным целям, но затем они были превращены в колокольни. Башни эти круглые; фасады их расчленены карнизами на этажи, в которых прорезаны окна, освещающие внутренние лестницы. В нижних этажах эти окна перекрыты простыми полуциркульными арочками, в верхних – двойными и тройными.

       Равеннские башни послужили образцом для средневековых итальянских колоколен, которые с IX и X вв. делаются обычным украшением церковных зданий. Они строятся круглыми или квадратными, обыкновенно отдельно от церкви, и лишь в редких случаях соединяются с ней галереей. Фасады их также расчленяются на этажи, а широкие окна верхних этажей постепенно превращаются в открытые аркатуры. Кроются они плоской или низкой четырехскатной крышей. Характерными примерами этого стиля могут служить колокольни римских церквей св. Пуденцианы (IX в.) и св. Георгия in Velabro (XI в.), а также удивительно стройная колокольня в Помпозо, близ Равенны (1063). Несколько иную разделку, продольными лопатками с двойными орнаментальными арочками вверху, имеет колокльня собора на острове Торчелло (XII в.) и башня при церкви св. Зенона в Вероне (1139), где нет деления на этажи. В самом развитом виде эти формы романских колоколен вылились в знаменитой наклонной колокольне Пизанского собора – сооружении цилиндрической формы, украшенном 8 ярусами открытых аркад. Во время ее постройки фундаменты дали неравномерную осадку, вследствие чего башня отклонилась на 11 футов от отвесной линии.

       Во Франции этот тип колоколен получил дальнейшее развитие. Устанавливается обычай строить две квадратные в плане башни по сторонам западного портала, и не отдельно, а в связи со всем церковным зданием. Иногда количество башен увеличивается, и их размещают так: две на западном фасаде, одну на месте пересечения главного нефа с трансептом и две на концах трансепта. Церковь в Клюни имеет шесть башен, церковь св. Стефана при мужском монастыре в Кане (1066) – семь. Характер разделки фасадов почти тот же, что и итальянских башен, только здесь более подчеркивается деление на этажи, которые очень часто не только отделяются друг от друга карнизами, но и отличаются размерами плана, уменьшаясь кверху. Обычная романская аркатура опирается на более узкие и длинные колонки, между которыми прорезаны щелеобразные окна.

       В Нормандии церковные башни, фланкирующие западные фасады, увенчиваются остроконечными восьмигранными крышами, причем наружные углы, получающиеся при переходе от квадратного плана к восьмиугольнику, заполняются маленькими башенками. В то же время в Германии распространяется круглая и многогранная форма колоколен–башен, соединяющих в себе все типичные черты романского зодчества и размещающихся по общепринятому принципу. Так, восточные и западные концы среднего нефа Вормского собора (XII в.) украшены четырьмя массивными, постепенно расширяющимися книзу круглыми башнями, а над пересечением главного нефа и трансепта возведена невысокая восьмигранная башня с пирамидальным верхом. То же повторяется в соборах Майнца (1036), Трира (1047), Шпейера (1030) и других.

       Обычай постройки башен при церквах сохраняется и получает дальнейшее развитие в готической архитектуре. Оставив прежними планы и принцип разделки фасадов, готика вводит лишь свойственные ей элементы – стрельчатую арку в аркадах и в перекрытиях окон, развитой профиль карнизов и пилястров, а также все детали готических скульптурных украшений. Пирамидальные покрытия еще более повышаются и, наконец, превращаются в шпили значительной высоты. Так как план шпиля представляет собой обыкновенно восьмиугольник, то переход от квадрата к восьмиугольнику образуется при помощи арок, перекинутых под углами квадрата. Снаружи над отрезанными таким образом треугольниками в XIII в. возводятся каменные пирамидки, а позднее устраивается парапет, скрывающий основание шпиля, с маленькими башенками по углам, от которых нередко перекинуты опорные арки на шпиль. Собор в Амьене (XIII в.) имеет над средней башней шпиль, сделанный из дерева и обитый свинцом, вышиной в 154 фута от основания.

       В церковной архитектуре эпохи Возрождения колокольни не играют уже такой роли, как в романской и готической, и строятся сравнительно редко. В архитектуре барокко замечается нередко возврат к планам романских церквей и к двум башням на западном фасаде, но они уже значительно ниже, и аркатуры на них заменяются одним арочным пролетом.

       Первые колокола, полученные в Константинополе из Венеции (около 865), были повешены около храма св. Софии на специально выстроенной для того башне. Позднее для колоколов на Востоке редко строились колокольни; обыкновенно их подвешивали на деревянной перекладине между столбами. В XIII–XI вв. издревле устраивались звонницы над одной из стен церкви, в виде трех столбиков, перекрытых двумя арками, под которыми помещались колокола.

       На Руси в древнейшее время почти повсеместно употреблялись била, преимущественно железные. Наряду с этим в городах, при больших соборах, например при св. Софии Киевской и св. Софии Новгородской, существовали колокола уже со времени основания этих храмов, т.е. с XI в. Где и как они помещались – об этом не сохранилось ни известий, ни вещественных данных. Можно думать, что возводились тогда деревянные колокольни вроде тех, какие и до сих пор существуют на севере России; колокола тогда были небольших размеров и не тяжелы.

       Древнейшие каменные колокольни сохранились в Новгороде и Пскове и известны под названием церковных звонниц. Различают два их вида: звонниц, надстроенных над самой церковью, и звонниц, стоящих отдельно от нее. Первые представляют собой аркатуру в две или три арочки на четырехугольных или круглых столбиках, поставленных непосредственно на одну из церковных стен; вторые – невысокую четырехугольную в плане каменную постройку, на одной из стен которой устраивалась такая же аркатура, а в ее пролетах вешались колокола. В псковских церквах звонницы второго вида часто соединялись с притворами. Один из характернейших примеров первого вида представляет церковь св. Сергия с. Залужья, в Пскове (XVI в.), с двупролетной звонницей над северной стеной. Ко второму виду относятся звонницы при псковских церквах Успенской Пароменской (XV в.), Богоявленской, Воскресения на Стадище и др. Те же формы, но только в более грандиозном виде, имеет звонница новгородского Софийского собора, построенная в 1436 г.

       В Москве, начиная с XVI в., строят колокольни многогранными, с открытыми пролетами вверху в каждой грани, с шатровыми крышами. Тип этот находит применение и за пределами Москвы, особенно в новгородской области и во Владимиро-Суздальском крае. Сюда относятся, например, колокольни новгородских соборов Николо-Дворищенского и Знаменского, колокольни церкви Николая Чудотворца в Суздале, Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. Несколько отличные, хотя и не новые в основных элементах, формы имеет колокольня Ивана Великого в Москве, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (XVI–XVII вв.) и Успенского монастыря в г. Александрове (XVII в.).

       Господствовавший в петровское и послепетровское время стиль барокко привил и у нас любовь к многоярусным колокольням и высоким шпилям. В течение XVIII в. возведено множество таких колоколен, например колокольни Петропавловского собора (архитектор Трезини) и Вознесенской церкви (архитектор Ринальди) в Петербурге, Печерской лавры и Софийского собора (архитектор Шедель) в Киеве, Троице-Сергиевой лавры, собора в г. Козельце (архитекторы Растрелли и Квасов).

Из книги: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 788–789.
© Н.Л. Окунев

См. также:
Журавлёв Ю.В. Звонница Софийского собора XV–XVII вв. Новгород, 1958
Кавельмахер В.В.
Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39–78
Колокольня  // Энциклопедический словарь / Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1895. Т. XV а. С. 725–727.
Колокольня церкви Петра и Павла села Поречья-Рыбного Ярославской епархии
Коновалов И.В. Колокольни и звонницы Русской Православной Церкви // Православный колокольный звон. Теория и практика. М., 2002. С. 43–62.
Коновалов И.В. Проблема синхронизации колокольных звонов на комплексе колокольни и звонниц Московского Кремля // История и культура Ростовской земли. 2001. Ростов, 2002. С. 358–366.
Рзянин М.И. Иван Великий. М., 1946.
Мельник А.Г. О звоннице Борисоглебского монастыря // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 215–226.
Филиппова Е.А. Колокольня Ивана Великого. Буклет. М., 1999.
Колокольни и звонницы, оборудованные Игорем Коноваловым


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | English |

© Игорь Коновалов