И.В. Коновалов
Музыка московского неба
// Московский Пасхальный фестиваль.
М., 2003. С. 128–130

      «Пред ночной пасхальной службой стихала обычно шумная Москва. Жизнь замирала. Около полуночи огромное количество православных москвичей со свечами в руках заполняло все свободное пространство улиц и площадей Кремля. При полной тишине дожидались первого удара Большого Успенского колокола. За несколько минут до полуночи 10 звонарей начинали раскачивать его двухтонный язык. Ещё не успели пробить 12 раз часы на Спасской башне, как затрепетал сигнальный колокольчик на апсиде Успенского собора, и вдруг ударили. От гула 70-тонного великана дрогнул воздух, рассеченный густым, но мягким звуком колокола. Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с кремлевского холма за Москву реку и разлилась далеко вокруг. Как хорошо, как торжественно потрясает ночной остывший воздух это густое бархатное звучание. Второй удар ещё сильнее, ещё могуче, а в отклик ему перекатный звон тысяч колоколов всех церквей сливается в один протяжный гул. Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи. Чудится, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении». Так описывали звон светлой пасхальной заутрени современники в начале теперь уже прошлого XX века.

      Множество обычаев сопровождало пасхальные колокольные звоны в прошлом. Московские купцы разыгрывали право звонить в Кремле по жребию. В картуз клали десятки свернутых бумажек, среди которых были 12 с надписью «звон», соискатели вносили денежный пай за право участия в жеребьёвке, подзывали нищего мальчика или девочку – тянуть жребий. Счастливые победители, которым досталась бумажка со «звоном», поднимались к колоколу. Остальные оставались слушать звон снизу, а тянувший жребий получал с награду взнос пайщиков. После чего у счастливцев заканчивалась их нищенская карьера.

      На светлой седьмице, когда не переставая заливались колоколами все храмы и монастыри, любители колокольных звонов садились в пролетку и слушали звоны, переезжая от колокольни к колокольне.

      Тотчас после переезда советского правительства в Москву, замолкли колокола кремлёвских храмов и монастырей. Замолк и голос Ивана Великого. На некоторое время колокольное первенство по Москве взял на себя храм Христа Спасителя. Последний красный звон Москва слышала в 1929 году. Москвичи, которые не мыслили своего бытия без колоколов, ходили слушать свои колокола в театры, где в спектаклях на исторические, былинные и сказочные сюжеты звучали прежде церковные, а ныне театральные колокола. После победы в Великой Отечественной войне на некоторых церковных колокольнях, где чудом уцелели колокола, был разрешен колокольный звон, который строго регламентировался и мог быть запрещен по просьбам обывателей. Но всё же произошел некий прорыв и, несмотря на хрущевскую оттепель, когда вновь закрывались только что открытые храмы, звонил Патриарший Богоявленский собор, московский Новодевичий монастырь и некоторые другие храмы.

      В год тысячелетия крещения Руси на предприятиях в российской глубинке было возобновлено колокольное литьё. Поначалу мало благозвучные, затем все более качественные, колокола стали производить в России. Так церковь получила возможность не только дополнить новыми колоколами недостающие голоса, но и восполнить отсутствующие наборы. Мало-помалу пустующие арки звонов колоколен Москвы и России заполняются звучащей бронзой. Появилась возможность отбора колокольных голосов, возможность собирания звучащего хора – звона. Первенство в восстановлении колокольного звона принадлежит столице России – Москве, где ко множеству сохраненных храмов добавляются восстановленные подчас с нуля, казалось навсегда утраченные, московские святыни, такие как Казанский собор на Красной площади, грандиозный храм Христа Спасителя, надвратная колокольня московского Данилова монастыря и многие другие.

      В 2003 году, уже во второй раз, по благословению Святейшаго Патриарха Алексия проводится Московский пасхальный фестиваль, включающий в себя богатейшую палитру колокольных хоров – звонов искуснейших колокольных художников – российских церковных звонарей на лучших наборах колоколов московских монастырей и храмов. Программа звонов подобрана таким образом, что откроет перед любителями одновременно три пути ознакомления с колокольными звонами. Это знакомство с колокольнями, наборы колоколов которых состоят из старинных колоколов; звоны на современных колоколах и звоны нескольких одновременно звонящих колоколен.

      Среди исторических наборов первейшее место занимают колокола Московского Кремля, звоны которого возглавляют Большой Успенский Царь–колокол весом 4000 пудов, колокол Реут весом около 2000 пудов, колокол Семисотный или Великопостный в 823 пуда, колокола трёх ярусов столпа Ивана Великого весом от 450 до трёх пудов.

      Следующим по значению набором старинных колоколов Москвы является звон Новодевичьего монастыря с благовестником весом в 550 пудов, отлитым под руководством Федора Дмитриева Моторина – основателя славной династии российских колокололитейщиков. Далее идут два благовестника весом 240 и 170 пудов, которые были пожалованы в обитель царём Алексеем Михайловичем и царевной Софией Алексеевной – старшей сестрой первого императора Всероссийского.

      Велико значение набора колоколов Богоявленского Патриаршего кафедрального собора. Колоколов, не умолкавших в самые тревожные годы правления богоборческой власти. Звон собора возглавляет большой благовестный колокол весом 305 пудов, отлитый в начале XX века на московском колокололитейном заводе Николая Самгина. Колокол избежал переплавки, будучи укрытым в одном из московских театров. Следующим по весу является колокол в 80 пудов, отлитый в Костроме на заводе купца Забенкина.

      В 2003 году исполняется 20 лет со времени третьего новооснования московского Данилова монастыря, колокола которого также участвуют в пасхальном колокольном празднике. Большой благовестник обители был отлит в Ярославле на заводе Оловянишниковых и весит 221 пуд 22 фунта. Следующий колокол тоже ярославских мастеров завода купцов Чарышниковых. весит колокол 130 пудов и украшен стихотворной надписью полезного духовного содержания: «Гласу будь сему послушен если царства [небесного – И.К.] ищешь ты никогда не будь ослушен в храм беги от суеты».

      2003 год богат на памятные события. Ровно 10 лет назад, в 1993 году, его Святейшество Патриарх Алексий торжественно освятил Казанский собор на Красной площади. Звон храма возглавляет колокол весом 210 пудов, отлитый в начале прошлого века в Ярославле на заводе торгового дома Оловянишниковых. Набор колоколов Казанского собора уникален. Все колокола были подобраны по созвучию, близкому к звучанию знаменитых ростовских колоколов, и переданы из Государственного Кремлевского дворца (бывшего Дворца съездов), где они находились в 1961 году.

      Колокола нового времени возглавляет звон храма Христа Спасителя. Подбор колоколов был отлит на базе первого литейного цеха АМО–ЗиЛ по разработкам Общества древнерусской музыкальной культуры. Вес колоколов составляет от 30 тонн до 4 килограммов. Совершенно замечателен по подбору колоколов звон московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, колокола которого исполнены по разработкам и под руководством Общества церковных звонарей. С колоколами современных уральских, воронежских и прочих литейщиков можно будет ознакомиться в других храмах, включенных также в Пасхальный фестиваль 2003 года.

© Игорь Коновалов

 


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов